Ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками
Самостоятельная разборка алюминиевого радиатора
Во многих домах установлены алюминиевые радиаторы отопления, которые стали одной из первых альтернатив устройству из чугуна. Как разобрать и собрать алюминиевый радиатор отопления своими руками, если необходим ремонт, – актуальный вопрос для домовладельцев.
Особенности алюминиевых радиаторов
Для того чтобы грамотно собрать и разобрать систему, состоящую из алюминиевых радиаторов, следует в первую очередь знать сильные и слабые стороны, которые характерны для данного вида. Среди плюсов такого типа батарей можно выделить следующее:
- Высокая теплопроводность алюминия компенсирует нестабильность напора теплоносителя.
- Легкость материала облегчает транспортировку и монтаж. Ремонт радиаторов отопления из алюминия можно сделать своими руками.
- Стоимость батарей в разы меньше биметаллических и медных аналогов.
- Достаточно большой диаметр проходных отверстий.
- Батареи быстро нагреваются и так же быстро остывают. Это дает возможность установить в короткие сроки оптимальную температуру в помещении при изменении погоды на улице.
Несмотря на большое количество преимуществ, они имеют свои минусы:
- Алюминиевые радиаторы нельзя назвать универсальными, поскольку они стыкуются не со всеми системами отопления и для их установки требуются специальные переходники.
- Склонность к завоздушиванию. В радиаторах такого типа высока вероятность появления протечки, поскольку они не переносят резких перепадов давления.
Именно недостатки алюминиевых батарей требуют навыков их разборки. Следует отметить, что подобные проблемы актуальны и для биметаллических радиаторов отопления.
Процесс разборки
Разбирать алюминиевые радиаторы требуется при обновлении системы, установке дополнительных секций или при необходимости устранить протечку или поменять уплотнительные кольца. Отремонтировать батареи самостоятельно несложно при соблюдении определенной последовательности.
Для справки! Из инструментов для проведения работ потребуются гаечный ключ, отвертка.
Далее следует:
- Аккуратно сбросить давление, остановить движение теплоносителя. Подождать, когда система отопления полностью остынет.
- Открутить муфту в месте соединения радиатора с входной трубой. Она смещается вдоль трубы, что дает возможность беспрепятственно снять радиатор и положить его на пол, предварительно застеленный пленкой. Воду, оставшуюся внутри батареи, необходимо слить.
- Из радиатора следует достать фильтр и тщательно промыть проточной водой, очистив его от налета, примесей и грязи.
Разобрать радиатор отопления на секции можно после его демонтажа. Между собой они соединены ниппельными гайками, которые имеют наружную резьбу и монтажные пазухи.
Для проведения с ними разных манипуляций необходим специальный ключ в виде лопатки с несколькими засечками. Поместить ниппельный ключ в монтажные пазы гайки и сделать несколько оборотов.
Такую манипуляцию следует произвести со всеми ниппелями, пока секции не рассоединятся.
Такой метод позволяет не допустить перекосов, которые свойственны алюминиевым радиаторам. Если процесс откручивания затруднен, то на конце ключа обычно есть специальное отверстие, куда можно вставить стержень для усиления.Разобранные батареи следует тщательно очистить внутри и при необходимости заменить все прокладки и уплотнители.
В том случае, если разбирается радиатор из-за наличия течи, то следует приготовить специальный раствор. Необходимо взять эпоксидную смолу с бронзовым порошком. Далее взять трос, который обычно используется для прочистки канализации, обработать им всю внутреннюю поверхность батареи и оставить высыхать на полчаса.
Важно! При работе с эпоксидной смолой все манипуляции необходимо делать быстро, поскольку это вещество практически моментально застывает.
Ремонт и диагностика биметаллических радиаторов проводится аналогично.
Сборка батарей
После проведения диагностики и устранения неполадок батареи необходимо собрать. Процесс сборки будет следующим:
- Уложить все элементы радиатора на ровную поверхность и тщательно осмотреть. Резьбовые соединения не должны иметь трещины и сколы.
- Все соединения очистить от загрязнений, а торцы отшлифовать, сняв даже слой заводской краски. Можно прибегнуть к помощи наждачки с мелкими зернами во избежание повреждения поверхности и оставления на ней царапин.
- Все прокладки промыть в мыльной воде, а если в качестве теплоносителя используется антифриз, то их дополнительно обработать обезжиривающим составом.
- На ниппельные гайки надеть уплотнители и с обеих сторон приставить секции. При помощи специального ключа плавно сделать несколько оборотов по часовой стрелке. Работы по соединению выполняются, начиная с верхних отверстий, потом закрепляются нижние. Закрутить гайки до упора, но делать это предельно аккуратно, поскольку алюминиевую резьбу легко можно повредить.
- На неиспользуемое отверстие надеть заглушку, а на другом торце установить кран для выпуска воздуха.
Далее батареи соединяются с отопительной системой, при этом надо проследить, чтобы муфта максимально плотно соединяла трубу подачи теплоносителя. После того как система смонтирована, можно запускать жидкость и проверить наличие протечек.
Приемы ремонта радиатора своими руками
Если система отопления собрана грамотно, то работать она будет эффективно и долго. Но проходит время и даже такие прочные приборы как радиаторы начинают преподносить неприятные сюрпризы. Теплоноситель может просачиваться между стыками секций батареи или через свищ, который образуется на стенках приборов.
Если нет возможности заменить прибор, можно попробовать выполнить ремонт радиатора своими руками. Но так как на рынке присутствуют разные модели из различных материалов, соответственно и подход к работе будет неодинаковым. Разберем подробнее ремонт двух популярных типов: чугунных и алюминиевых батарей.
Чугунный отопительный прибор
В первую очередь определяется место протечки. Если это стык между секциями, то радиатор придется снимать, потому что потребуется разборка секций, чистка плоскостей соприкосновения и установка прокладки.
Если необходимо заделать свищ, то работу можно выполнить, не снимая прибора отопления.
Ремонт стыка
Для проведения ремонта потребуется:
- специальный радиаторный ключ;
- газовый ключ №2 или №3.
Будем считать, что радиатор снят. Его необходимо уложить на ровную поверхность. После чего снимаются с помощью газового ключа заглушки и футорки (заглушки с отверстиями под трубы).
Разбор
Секции радиатора соединены между собой ниппелями. Это короткая труба из чугуна с внешней трубной резьбой (наполовину она правая, наполовину левая) и внутренним отверстием, в котором есть два выступа.
Именно эти выступы являются тем местом, куда будут упираться края радиаторного ключа. По сути, это упоры.
На этом этапе потребуется помощник, который зафиксирует прибор отопления в неподвижном положении. Ключ вставляется в отверстие секции так, чтобы края инструмента уперлись в выступы ниппеля. Теперь необходимо с усилием провернуть ключ хотя бы на четверть оборота.
Все дело в том, что долгосрочная эксплуатация чугунных батарей, где используется теплоноситель с высокой температурой, создают условия, при которых ниппель и секция прибора спаиваются между собой. В итоге получается монолит.
Поэтому придется приложить большие усилия, чтобы разорвать эти связи. Как только ниппель немного сдвинется с мертвой точки, переходите на второй параллельный элемент. Нельзя раскручивать секции только с одной стороны, произойдет перекос, который затруднит последующие операции.
Таким образом разбираются все секции. Теперь необходимо зачистить поверхности стыков железной щеткой и наждачной бумагой. Нужно снять только ржавчину.
Обязательно осмотрите ниппели, если их состояние вызывает сомнение, то лучше заменить их новыми. Основное внимание обратите на резьбу.
Промывка
На этой стадии лучше всего провести промывку секций батарей. Струя из шланга и штырь (деревянный или металлический) справятся с этой задачей на отлично.
Сборка
После чего можно переходить к сборке, предварительно приготовив прокладки. Их можно сделать самостоятельно из жаропрочного паранита или резины толщиною 1 мм. В настоящее время мастера предлагают использовать силиконовый герметик, который может выдержать высокие температуры.
Сборка батареи проводится в обратном порядке. Будьте осторожны, когда закручиваете ниппели. Здесь важно не перекрутить, чтобы не сдавить прокладку до критической нормы. Она просто может порваться. Как и при разборке два ниппеля необходимо вкручивать попеременно.
Нередко случаются ситуации, когда упоры внутри ниппеля под действием долгого соприкосновения с теплоносителем покрываются ржавчиной. И при давлении со стороны радиаторного ключа эти упоры срезаются. Что делать в этом случае, ведь секции просто не раскрутить. Вариант один – сломать секцию, на которой появился свищ.
Это сделать можно двумя способами:
- Просто разбить секцию батареи кувалдой. Делаете это аккуратно, чтобы не сломать хорошие элементы.
- Можно срезать болгаркой. Но место соединения все равно придется разбивать молотком.
Ремонт свища
Отремонтировать свищ, чтобы это была стопроцентная гарантия, невозможно. Все способы считаются временными. Оптимальный вариант – заменить секцию батареи новой. Вот несколько способов:
- залепить свищ пластилином;
- нанести герметик;
- обмотать бинтом с краской.
Все эти операции необходимо проводить на холодном радиаторе. То есть отключаете его от отопительного контура, когда он остынет, заделываете свищ. Кстати, все эти методы подойдут, чтобы временно устранить течь в стыках между секциями. Таким образом, можно подождать до весны, когда закончится отопительный сезон. После чего провести полномасштабный ремонт системы отопления.
Прибор из алюминия
Алюминиевые батареи имеют точно такую же конструкцию, как и чугунные. Здесь секции также соединяются ниппелями, только они изготовлены из стали. Поэтому разборка и сборка секций повторяет вышеописанную технологию.
Но что делать, если образовался свищ? Как и с чугунными приборами отопления, можно воспользоваться временными методами. Но есть более сложные варианты ремонта, в которых используются сварочные технологии. Сделать это своими руками нельзя. Просто обозначим их:
- пайка с помощью специального припоя для алюминиевых изделий;
- аргонная сварка (самая надежная).
Полезные советы
Вся конструкция радиаторов (чугунных или алюминиевых) соединяется элементами с правой и левой резьбой. Обычно футорки с правой, а заглушки с левой. Поэтому первые откручивать надо по часовой стрелке, вторые – против часовой. При демонтаже обоих элементов необходимо обозначить, с какой стороны они снимаются. Это делается для того, чтобы не перепутать при сборке место установки.
К тому же с помощью мела или маркера устанавливается точное место вкручивания заглушек и футорок. Для этого, когда радиатор находится еще в сборе, мелом проводится черта по секции и заглушке (футорке). При сборке две части одной линии должны совпасть.
Что касается ниппелей, то здесь сложнее определить, какая у них резьба со стороны установки радиаторного ключа. Если с этим вы сталкивались неоднократно, то можно определить визуально. Если опыта в этом деле мало, то придется действовать методом «тыка». В том случае если ниппель одной из секций оказался снаружи, то на него можно накрутить футорку или заглушки, определив вид резьбы.
Чтобы легче было проводить разборку чугунного радиатора отопления, необходимо места резьбовых соединений прогреть до высоких температур. При этом ржавчина, которая создает монолит стыка, разрушается. Прогревать можно разными способами: газовой горелкой, паяльной лампой и другими доступными способами. При этом в процессе прогрева надо постукивать по одной из деталей молотком.
Обратите внимание, что сильно перегревать металл тоже нет смысла. Он достаточно хрупкий, так что можно повредить конструкцию.
И последний совет. Если вы уж начали разбирать радиатор отопления, то лучше разобрать все его секции и заменить на них прокладки. Это займет много времени, но ремонт будет стопроцентный.
Делаем ремонт радиаторов отопления своими силами
Начался отопительный сезон и выяснилось, что радиаторы отопления у вас в квартире нуждаются в срочном ремонте. Хорошо, если обошлось без залитых кипятком полов и разъяренных соседей.
Но приятного в ремонте батарей отопления все равно немного.
Мало того, что вам придется на какое-то время расстаться с теплом и комфортом, вам также придется лишить этого самого тепла и комфорта ваших соседей по стояку.
Лучше всего осуществлять ремонт радиаторов отопления, когда отопительный сезон закончился или еще не начался. Однако как это часто бывает, за ворохом других дел мы откладываем профилактический ремонт радиаторов отопления на потом и забываем сделать это своевременно. Поэтому приходится сталкиваться с необходимости ремонта в период, когда по трубам системы отопления циркулирует горячая вода.
Осуществление ремонта радиаторов в отопительный сезон требует максимальной оперативности, продуманности и дипломатичности, чтобы провернуть это дело с минимальными дискомфортом, потерями средств и нервотрепкой. Для этого вам потребуется правильный расчет, подготовленность, а также навыки дипломата, чтобы суметь договориться с соседями.
Виды радиаторов отопления
Если у вас прорвало батарею, то единственно правильное решение, пожалуй – это заменить ее на новую. Тут может быть полезно знать, что вообще предлагает рынок. Радиаторы могут различаться по материалу, из которого они изготовлены, например: чугун, алюминий, сталь или биметалл.
- Чугунные радиаторы – это самый старый и узнаваемый тип радиатора. Они имеют высокий запас прочности и надежности, но долго нагреваются и остывают. Производятся только секционные чугунные радиаторы.
- Алюминиевые радиаторы отопления сочетают в себе ряд положительных качеств: эстетичный вид, высокую теплоотдачу, небольшой вес. Но они имеют и существенные недостатки, а именно — чувствительность к качеству теплоносителя и подверженность повреждениям при гидроударах. Кроме того, при использовании химических примесей в теплоносителе, алюминиевые радиаторы могут выделять водород, что может привести к взрыву. Ремонт алюминиевых радиаторов отопления, испорченных водой с высокой кислотностью, невозможен. Поэтому их рекомендуется устанавливать там, где ведется постоянный контроль качества теплоносителя.
- Стальные радиаторы бывают панельными и трубчатыми. Это очень популярный тип радиаторов из-за богатого модельного ряда, а также небольшого веса и высокой теплоотдачи. Несмотря на то, что они рассчитаны на высокое давление трубах, их нельзя использовать в многоэтажных домах по причине их высокой подверженности коррозии.
- Биметаллические радиаторы сочетают качества радиаторов из других материалов. Они имеют внутренние поверхности из металлов, устойчивых к коррозии, которые заключены в алюминиевый корпус, отвечающий за хорошую теплоотдачу. Они имеют приятный внешний вид, небольшой вес и рассчитан на высокое давление. Основным недостатком является их высокая стоимость.
Устройство отопительной системы
В большинстве современных многоквартирных домов функционирует централизованная система отопления. Следовательно, подключение батарей отопления к централизованному теплоснабжению осуществляется способами, которые были спроектированы еще тогда, когда строился ваш дом. Подключения бывают двух типов:
- Однотрубное;
- Двухтрубное.
У каждой системы есть свои преимущества и недостатки. Но в целом по России преобладает однотрубная система подключения радиаторов отопления в многоквартирных домах. Такая схема при ряде недостатков позволяла сократить издержек на строительстве жилья. К недостаткам можно отнести следующее:
- Такие системы не предусматривают наличие стояков отвода отработанной воды.
- Самым большим отличием однотрубной системы отопления является последовательное соединение радиаторов. Такая схема не позволяет осуществлять регулировку нагрева отдельного радиатора. Другими словами, при регулировке одного радиатора отопления соответствующие изменения будут происходить и в других радиаторах в вашей квартире. Например, вы решили, что у вас слишком жарко в зале, и подкрутили вентиль — в других комнатах температура также начнет падать.
- Еще одним серьезным недостатком является необходимость поддержания более высокого давления в трубах – это повышает риск возникновения протечек или повреждений труб и/или батарей.
В то же время у такой системы есть и свои преимущества, в числе которых можно выделить простоту, экономичностью и надежность в то же время.
Технический прогресс не стоит на месте, появились новые, современные технологии и приборы, которые позволяют избавляться от недостатков, присущих такой схеме.
Современные отопительные системы, в которых используется последовательная подача горячей воды, позволяют понижать температуру в одном радиаторе без понижения температуры во всех последующих.
Системы отопления, использующие двухтрубную схему подключения радиаторов отопления, устроены следующим образом: к радиатору подключаются две трубы – одна для подачи горячей воды, а вторая — для отвода отработанной воды.
Вода, которая охлаждается в радиаторе, не направляется в другой радиатор, а выводится обратно в отопительный котел по трубопроводу обратной подачи.
Результатом такой компоновки является то, что температура на входе в каждый радиатор будет примерно одинаковой температуры, что позволяет применять радиаторы одного размера. У двухтрубных систем нет недостатков, присущих однотрубным системам.Двухтрубная система может использоваться с термостатическими вентилями, что позволяет поддерживать заданную температуру в помещении в автоматическом режиме.
Конструкция радиаторов отопления
Вполне возможно, что в процессе ремонта старых радиаторов отопления вы заходите сменить старые радиаторы на новые.
Можно выделить четыре основных вида конструкций радиаторов: секционные, монолитные, трубчатые и панельные радиаторы. Если говорить о них более подробно, то:
- Секционные радиаторы – это отопительные приборы, собранные из отдельных однотипных секций. Они крепко соединены друг с другом. Каждая секция имеет внутренний канал, по которому движется горячая вода, а корпус, имеющий ребра, излучает тепло и нагревает воздух в комнате. В настоящее время это наиболее распространенный тип радиаторов.
- Монолитные радиаторы могут быть очень похожими на своих секционных собратьев. Однако в отличие от секционных, эти радиаторы не имеют отделяемых секций. Преимуществом такой конструкции является способность выдерживать высокое давление.
- Основным отличием трубчатых радиаторов является отсутствие объединяющего корпуса, поскольку теплоноситель циркулирует по трубам, составляющим корпус радиатора. Такая конструкция позволяет изготавливать радиаторы отопления нестандартных размеров и форм. Это дает возможность реализовывать новые решения в дизайне помещения.
- Свойством панельных радиаторов является то, что теплоноситель движется в пространстве внутри панели, изготовленной из двух сваренных между собой металлических пластин. Эта конструкция является недорогой, легкой и компактной. Однако такие радиаторы плохо переносят перепады давления и могут выйти из строя очень быстро.
Ремонт любых радиаторов отопления чаще всего будет заключаться в их замене на новые.
Ремонт радиатора отопления
Ремонт и замена радиатора производится следующим образом:
- Подготовить необходимый инструмент
- Перекрыть подачу теплоносителя
- Опорожнить стояк (слить воду, если она используется в качестве теплоносителя)
- Демонтировать старый радиатор
- Сделать разметку для крепления нового радиатора
- Установить кронштейны и установить новый радиатор на место
- Выкрутить из радиатора все заглушки
- Подсоединить байпас, оборудованный вентилем (необходим только при однотрубном подключении)
- Подсоединяем новый радиатор к системе при помощи сгонов, при этом нужно герметизировать стыки при помощи уплотнителя
После этого можно считать монтаж завершенным. Однако еще необходима опрессовка. Для этого лучше вызвать сантехника, поскольку вам потребуются как специфический опыт, так и специальный аппарат, который просто нет смысла покупать.
по замене радиатора отопления
- Василий
- Распечатать
Ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками — Справочник металлиста
- Способы устранения течи из отопительного радиатора
- Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна
- Покраска старых батарейных блоков
Системы отопления жилья подразумевают наличие радиаторов, которые, нагреваясь, отдают тепло в помещение.
Резервуары для обогрева дома и квартиры, сделанные из чугуна, способны служить не один десяток лет. Но не один материал, даже такой прочный как чугун, не способен выполнять свои функции вечно.
Приходит время, когда нужно осуществлять ремонт чугунных батарей из-за протечки, облупленной краски или ухудшения качества их работы.
Схема строения радиатора отопления.
Ремонт может заключаться не только в покраске батареи. Часто принимают более серьезные меры для восстановления отопления в доме. Требуется заменить не подлежащую реставрации часть, добавить или убрать одну из секций, поменять соединения с трубой и прочее. Для ремонта отопительных комнатных блоков требуется сварка. Иногда можно обойтись своими силами.
Способы устранения течи из отопительного радиатора
Источники тепла начинают протекать в разгар отопительного сезона, когда резервуар наполнен горячей водой. На полу появляется лужа, а в комнате повышается влажность воздуха. Но отключение отопления для того, чтобы отремонтировать прохудившийся участок, возможно только в частном доме. Если речь идет о многоэтажке, то ремонт батареи отопления придется делать на горячих секциях.
Методы устранения щели зависят от места, где отверстие образовалось.
Есть несколько способов осуществить ремонт протекающих радиаторов:
Примеры подключения батареи.
- Когда чугунные поверхности на стыках секций текут, можно воспользоваться обыкновенным бинтом, смоченным в эпоксидном клее. Клейкую ленту плотно наматывают на подтекающий стык. После высыхания бинт становится очень прочным, его можно закрасить под цвет батареи. Такой ремонт способен продержаться несколько лет.
- Для латания батареи на стыке используют специально сделанные для этого хомуты. Такой предмет можно приобрести в строительном или хозяйственном магазине. Хомут представляет собой металлическое кольцо с прорезиненными пластинами, которые стягиваются между собой двумя болтами. Устройство надевается на дырявое место, и болты затягиваются. Хомуты имеют разные размеры и диаметры, подходящие для разных радиаторов.
- Если в доме отсутствуют вышеперечисленные средства, место протекания можно закрыть полоской плотной резины, вырезанной из медицинского жгута или камеры для велосипеда. Но такой хомут послужит временной мерой, требующей дальнейшей переделки.
- Заклеить небольшое отверстие в любом месте батареи можно, используя холодную сварку для радиаторов. Это химическое соединение в виде небольших пластинок, по консистенции напоминает пластилин. Кусок сварки разминается в руках до образования однородной массы и приклеивается к месту протечки. Хорошо заклеивает чугунные отверстия порошковый или полимерный герметик, который способен выдерживать высокие температуры, не испаряясь.
Схема установки биметаллического радиатора.
Для того чтобы вовремя принять меры и не затопить соседей, нужно иметь в запасе следующие материалы на случай проблем с целостностью батарей:
- хомуты подходящего размера;
- медицинские бинты и резиновые жгуты;
- эпоксидный клей;
- холодная сварка для радиаторов;
- клей-герметик.
Все вышеперечисленные способы устранить течь в радиаторе отопления позволят отсрочить необходимый ремонт отопительных резервуаров, но не избежать его. Со временем понадобится капитальная реставрация чугунных радиаторов.
Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна
Обслуживание и реставрацию батарей можно осуществлять только до начала отопительного сезона. Для того чтобы установить возможность прорыва труб и радиаторов в зимний период, происходит предварительная проверка систем отопления.
Если батарея не нуждается в промывке, то ее ремонт можно осуществить, не снимая секции со своего места.
Отопительный прибор должен располагаться на некотором расстоянии от стены, если он встроен в нишу, реставрацию будет произвести сложнее.
Для демонтажа батареи нужно приготовить следующие инструменты:
- ключ для радиаторов, подходящий под ниппель 5/4, если батарея старая, ниппель 1 -для современных батарей;
- стальная труба для удобства поворота ключа (50-70 см длиной);
- разводной ключ сантехнический № 2, 3;
- мел.
Начинается реставрация чугунных батарей с их демонтажа и слива остатков содержимого в полости радиатора. Секции кладут на горизонтальную поверхность. Снимается крайняя заглушка или футорки. Нужно помнить, что заглушки имеют левую резьбу, а обычные футорки -правую.
Перед началом работы по ключу делают круговую отметку мелом. Для этого совмещают рабочую часть ключа с ниппелем, который планируется открутить, и делают пометку по торцу секции.
Под свободный край ключа подкладывают упор -кирпич или брусья, чтобы избежать прогибов, когда будет производиться реставрация чугунных батарей.
Подготовив таким образом батарею к разборке, можно начинать откручивать секции, сдвинув резьбу с места. Поочередно прокручиваются параллельные ниппели на ширину 5-7 мм между секциями. Работы лучше производить вдвоем, чтобы удерживать радиатор в нужном положении. Это поможет избежать перекосов. Так меняются секции в чугунных, алюминиевых и биметаллических радиаторах отопления.
Часто старые чугунные радиаторы не поддаются механическим воздействиям по причине заржавевших секций. Места соединения в районе ниппеля приходится прогревать автогеном. Действия осуществляются круговыми движениями вдоль параллельных стыков. После нагрева футорки откручивают. Батарею с замененными секциями нужно установить на прежнее место.
Покраска старых батарейных блоков
Содержать систему отопления в надлежащем виде -значит отсрочить необходимость делать ремонт радиаторов. Если батареи не текут и хорошо справляются со своими основными функциями, но краска на них облупилась, то понадобится окраска чугунных радиаторов. Неухоженные конструкции из чугуна покрываются ржавчиной, что неминуемо приведет к протеканию.
Нужно удалить видавшее виды лакокрасочное покрытие при помощи железной щетки, химических соединений для снятия краски.
Если батарея демонтирована, можно воспользоваться строительным феном, который «вздует» старую краску, после чего ее легко будет снять. В завершении поверхность зачищается наждачной бумагой и секции становятся как новые.
Следующими действиями будут обработка чугуна преобразователем ржавчины, обезжиривание растворителем, грунтовка раствором для металлов.
Для окрашивания чугунного радиатора понадобятся:
- универсальный растворитель или строительный фен;
- наждачная бумага, щетка;
- грунт по металлу;
- антикоррозийное покрытие;
- краска для радиаторов;
- кисти, валики и прочее.
После всех подготовительных этапов радиатор можно красить. Для этого используют специальные кисти для труднодоступных мест. Зоны, которые не видны, обследуют при помощи зеркала. Батарею нужно полностью прокрасить, для этого подойдут губки, валики, распылители. Покраску начинают с внутренних поверхностей, затем красят лицевую часть. Обновленная батарея прослужит еще долгие годы.
Ремонт батарей и радиаторов отопления
Чтобы ремонт не стал форс-мажором, лучше проводить диагностику и обслуживание системы пока отопительный сезон не начался
Оптимальное время для начала ремонта батарей отопления в квартире -теплое время года. Отопительный сезон уже закончился, новый еще не начался, и вы без спешки можете выполнять реставрацию поврежденного прибора. Однако неприятности нередко случаются тогда, когда их вовсе не ждешь. Так, прорвать батарею может в зимний период.
Хорошо, если в это время кто-то будет дома, тогда можно быстро среагировать и не допустить затопления соседей снизу. Если поломка случилась в отопительный период, понадобится много сил и терпения на восстановление. На некоторое время придется отключить подачу тепла и пожить в несколько неуютной обстановке.
Также важно предупредить соседей о предстоящих работах и попросить их быть терпимее, ведь все вы хотите скорее получить прежние комфорт и уют.Если ремонт батарей отопления не терпит промедления, не мешкайте и приступайте к починке. От оперативности и продуманности действий зависит количество потраченных сил и средств.
Если вы не отличаетесь проворством и не знаете, как отремонтировать батарею отопления самостоятельно, лучше прибегнуть к помощи профессионала. Однако если вы имеете необходимый набор инструментов и желание своими руками восстановить повреждение -беритесь за дело. Прежде только следует разобраться в особенностях различных видов радиаторов.
Виды радиаторов
Материал, из которого изготовлен радиатор влияет на способы ремонта и обслуживания
Приведем основные типы радиаторов и опишем их особенности.
Чугунные секционные батареи -долговечный и повсеместно известный вид. Они прочные, надежные и теплоемкие. Не подвержены действию коррозии. Качество воды, циркулирующей по ним, не имеет значения. Из-за большого веса такие отопительные приборы сложно устанавливать и обслуживать. В таких батареях межсекционные прокладки часто изнашиваются, в результате чего образовывается течь.
Алюминиевые батареи -характеризуются эстетичным видом, небольшим весом и высокой теплоотдачей. Однако имеют характерные недостатки: качество воды имеет значение и возможны повреждения при скачках давления.
Если накопились химические примеси обогревающей жидкости, ремонт алюминиевых радиаторов отопления невозможен. Когда в помещении постоянно следят за качеством воды, тогда возможна установка алюминиевых моделей.
Биметаллические радиаторы -характеризуются приятным внешним видом и коррозионной устойчивостью. Они обеспечивают высокий уровень теплоотдачи и рассчитаны на высокое давление (до 40 атмосфер). Ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками позволяет устранить течь, заменить прокладки, наладить или заменить регуляторы и промыть/прочистить трубы.
Как устранить течь в алюминиевом радиаторе отопления?
Алюминиевые радиаторы широко используются в системах отопления, имеют приемлемую стоимость, простоты в установке и обладают хорошей теплоотдачей.
Стильный вид и возможность монтажа радиаторов даже под подоконниками с небольшой высотой сделали их одним из лучших вариантов для большинства домов и квартир.
Но, как и любые другие предметы, радиаторы могут ломаться. Некоторые причины поломок легко устранить в домашних условиях без привлечения сторонних специалистов.
ontakte
Odnoklassniki
Распознать неисправность обогревательной системы несложно — появится течь, в местах соединений образуется налет, в сезон отопления в помещениях становится холоднее, чем обычно.
Однако причины поломок радиаторов на первый взгляд определить не так легко:
- Неправильное подсоединение батареи (сборка секций или монтаж к трубам системы отопления).
- Резкие перепады давления, повышенная кислотность воды, из-за которой на секциях появляется коррозия.
- Известковый налет, возникающий в результате использования плохого теплоносителя. Он же становится причиной сильного засора секций.
- Износ ниппелей и прокладок между отсеками.
- Неправильно подобранная модель радиатора, несовместимая с системой отопления.
В многоквартирных домах часто проводится плановый осмотр и профилактическое обслуживание отопительного оборудования специалистами (по согласованию с поставщиком коммунальных услуг).
Инструменты для ремонта алюминиевого радиатора своими руками
Ремонтируют радиатор на полу, а промывают в ванне. В первом случае нужно застелить пол полиэтиленовой пленкой или непромокаемой тканью. При промывке, ванну укрывают таким материалом, который защитит поверхность от царапин.
Для прочистки, разборки и ремонта радиатора потребуются инструменты:
- набор гаечных ключей с разными головками или разводной ключ;
- ниппельный ключ;
- молоток с мягкой насадкой;
- наждачная бумага;
- для ремонта секций нужна нейтральная смазка;
- силиконовые прокладки.
Бывает, что в процессе монтажа обнаруживается износ гаек и ниппелей, их покупают по мере необходимости.
Справка. Начинайте ремонт радиатора в будни, когда есть возможность посетить сантехнический или строительный магазин.
Дополнительно подготавливают тазик или другую емкость для сбора грязной воды, которая вытекает из радиатора в процессе очистки.
Демонтаж радиатора отопления
Проверка, очистка и ремонт батареи возможны только после снятия изделия со стены.
Небольшой вес радиаторов из алюминия даже одному человеку позволяет легко, но аккуратно, отсоединить конструкцию от труб и снять с кронштейнов. Но делать это нужно поэтапно:
- Останавливают циркуляцию теплоносителя, сбрасывают давление.
- Во время отопительного сезона дожидаются полного остывания радиатора. Конструкцию отсоединяют от системы труб, снимая муфты на входе и выходе.
- Муфту отодвигают от секции по трубе, батарею снимают с держателей.
- Полностью сливают воду, оставшуюся внутри. Конструкцию кладут на подготовленную ткань внешней стороной вверх.
- Достают фильтр и промывают водой и мыльным раствором.
Следующим этапом монтажа станет разборка радиатора на составляющие. Важнейший момент — правильное отсоединение ниппеля. При откручивании детали секция, за которую она отвечает, начинает плавно раздвигаться.
Часто производитель указывает направление резьбы — D (правая сторона) или S (левая сторона). Начинать откручивать ее ключом нужно аккуратно и медленно. При слишком сильном и неправильном кручении легко сорвать резьбу не только на ниппеле, но и на самой батарее.
Внимание! Как только ниппель повернется на половину оборота, нужно перейти к гайке с другой стороны секции. Поэтапное ослабление с обеих сторон защитит секцию от срыва и возможных механических повреждений.
После разбора секций нужно снять и промыть металлические прокладки. При сильных повреждениях рекомендуется купить запасные детали. Силиконовые прокладки обязательно меняют после разбора батареи.
Вам также будет интересно:
Очищают радиатор от скопившейся грязи после окончания сезона отопления.
Профессиональные аппараты для прочистки достать нелегко, да и стоимость у них высокая.
В ванне конструкцию моют так:
- Использование горячей воды. С одной стороны вливают воду с помощью воронки, либо открутив насадку с душевого шланга. Когда батарея наполнится, ее встряхивают. Если она слишком тяжелая, то конструкцию потихоньку переворачивают. Обе заглушки должны быть открыты, чтобы грязная вода свободно вытекала. Повторить процедуру нужно несколько раз.
- Использование чистящего средства. Радиатор наполняют раствором из чистящего средства, предварительно установив заглушки. Для процедуры используют лимонную кислоту, разведенную в воде. Оставляют прибор на несколько часов, чтобы чистящая раствор устранил все загрязнения. Если нет лимонной кислоты, используют универсальное чистящее средство, либо жидкости для устранения ржавчины и сильных загрязнений.
- Финальное промывание. Через 2 — 3 часа по батарее стучат пластиковым или резиновым молотком, чтобы удалить крупные куски ржавчины и другой грязи с внутренних стенок. После этого вымывают чистящее средство до полного устранения его следов (если используется мыльный состав, промывают до исчезновения остатков пены).
При выборе чистящего средства следует помнить, что алюминий «не терпит» щелочных составов, но хорошо реагирует на кислоты.
Что делать при сборке
Собирают радиатор начиная с проверки всех деталей. На этом нужно заострить особое внимание, так как пропуск одного маленького элемента может привести к неисправности всей конструкции.
Фото 1. Процесс сборки алюминиевого радиатора. Для того, чтобы собрать устройство, необходим специальный ключ.
Точный план сборки батареи:
- Сначала проверяют состояние всех соединительных элементов. На них не должно быть сколов, трещин и других повреждений.
- Перед сборкой ниппель вкручивают и выкручивают несколько раз.
- Проверка стыков секций. Если присутствует краска, ее счищают наждачной бумагой со средним зерном.
- Приклеенные силиконовые прокладки устраняют острым ножом (их становится видно после снятия краски).
- Металлические прокладки промывают мыльным раствором.
- Затем надевают ниппель на секцию, но без закручивания. После этого натягивают силиконовые прокладки.
- С другой стороны ниппеля присоединяют следующую секцию так, чтобы она плотно прилегала к месту соединения.
- Ключом поворачивают ниппель 2 раза. Аналогично прикручивают деталь с другой стороны.
- Ниппели дотягивают с помощью рычага, но без лишних усилий, чтобы не повредить резьбу.
- Повторяют действия с другими секциями.
Иногда в процессе ремонта обнаруживаются места протечек, которые заклеивают специальным средством.
Борьба с дырками: чем их заклеить
При замене прокладки в некоторых случаях обнаруживаются щели и дырки, которые нужно заделать. Для этого применяют эпоксидный клей. Предварительно место протечки следует очистить от налёта и краски.
Важно! Для очистки трубы изнутри в области повреждения используют металлический трос.
Сверху на область повреждения наносят эпоксидный клей и накладывают тонкую полоску из стеклоткани. Поверх приклеивают второй слой материала. Завершает процедуру установка металлического хомута.
Фото 2. Эпоксидный клей Момент от производителя Henkel. Им можно заклеивать дыры в отопительном радиаторе.
Как отремонтировать при сильных повреждениях
В алюминиевом радиаторе при сильных повреждениях требуется полная замена секции, даже если для ремонта использовались профессиональные приборы и методы:
- холодная сварка;
- припой алюминия (для небольших повреждений);
- аргонная сварка.
Эти способы могут лишь на время отсрочить окончательную поломку изделия, в результате всё равно потребуется полная замена секции.
Посмотрите видео, в котором рассказывается о том, как отремонтировать и нарастить алюминиевые радиаторы отопления.
В домашних условиях самостоятельно устраняют только некоторые типы повреждений радиаторов из алюминия — небольшие дырки, загрязнения. Однако при значительных дефектах оборудования или при появлении сомнений в своих силах за помощью лучше обратиться к специалистам.
Оцени статью:
Будь первым!
Средняя оценка: 0 из 5.
Оценили: 0 читателей.
Поделись с друзьями!
При помощи чего и как устранить течь в батарее отопления?
Течь из радиатора вовсе не означает, что владелец дома халатно относится к процессу эксплуатации системы отопления. Утечки — это проблемы довольно распространенные.
Они являются следствием физического износа радиаторов.
Нарушение герметичности батарей может быть вызвано и рядом других факторов – неграмотным монтажом, низким качеством теплоносителя, возникновением гидроударов и коррозией металла.
Если владелец недвижимости обнаружил нарушение герметичности контура, то ему необходимо понять, как устранить течь в радиаторе отопления и вернуть системе обогрева первоначальную эффективность и функциональность.
В противном случае течь спровоцирует не только порчу ремонта в комнате, а и приведет к снижению производительности отопительного прибора.Постоянная потеря теплоносителя из-за утечки будет способствовать снижению давления в контуре до критического уровня, в результате чего может выйти из строя котел и циркуляционный насос.
Чтобы этого избежать, важно осуществить своевременный ремонт батарей отопления и убедиться в их герметичности.
Собственник может узнать, как устранить течь в батарее отопления, но для проведения работ ему потребуется определенный набор инструментов и владение базовыми слесарными навыками.
Имея под рукой необходимые инструменты, он сможет произвести ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками, а также вернуть герметичность отопительным приборам из чугуна, алюминия, стали и меди.
Виды протечек и способы их устранения
Если протекает труба отопления, то прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо найти место утечки.
Как правило, подтекает батарея отопления в местах соединения с другими элементами контура – терморегуляторами, клапанами, байпасами и пр.
Также возможны случаи нарушения целостности корпуса батареи в результате коррозии, механических повреждений, гидроударов, внутренних засорений и пр.