Как пробурить под дорогой своими руками
Прокол под дорогой: метод и стоимость. Возможно ли сделать прокол грунта под дорогой своими руками?
Очень часто возникает необходимость прокладывать различные коммуникации под проезжей частью или железнодорожным полотном. Технология, позволяющая сделать это, называется «прокол под дорогой» и чаще всего представляет собой бурение в горизонтальном направлении.
Этот способ имеет явные преимущества перед другими видами прокладывания коммуникаций. В отличие от устройства траншеи, прокол под дорогой не нарушает целостности дорожного покрытия и не повреждает зеленых насаждений. Кроме того, не требуется выполнять большой объем землекопных работ.
Такой метод известен как бестраншейная прокладка коммуникаций.
Что нужно для самостоятельного устройства прокола под дорогой
Сделать прокол под дорогой своими руками – вполне выполнимая задача. При этом его длина не должна превышать десяти метров. Прежде чем приступить к работе, подготовьте все необходимое. Вам понадобится:
- болгарка;
- большой тяжелый молот или кувалда;
- прочные стальные прутья, длина которых в совокупности превышает ширину дороги на 10-20 см;
- насос, шланг и воронка;
- большая емкость для воды на 100-200 литров;
- отрезки стального трубопровода, общая длина которых превышает ширину проезжей части на 15-20 см;
- аппарат для сварочных работ.
Порядок действий при работе
Для начала необходимо выкопать небольшие котлованы с обеих сторон дороги. Их глубина должна быть больше глубины залегания трубы. Из одного котлована будет осуществляться продвижение трубы вглубь грунта. Второй приямок будет приемным.
Используя стальной прут, наметьте траекторию трубопровода. С помощью болгарки заострите один конец штыря и начинайте вколачивать его в грунт по ходу залегания будущего трубопровода.
Чтобы прут не гнулся от ударов, его длина не должна превышать 1,5-2 метра. Вбив один отрезок, приварите к его концу очередной штырь и снова забивайте его.
Продолжайте работу до тех пор, пока острие первого отрезка не появится в приемном котловане.Теперь можно приступать к основной работе. На осевой прут наденьте первый отрезок трубопровода, передний край которого обработайте болгаркой, придав ей форму заостренной короны. Это обеспечит более легкое вхождение в грунт. На другую сторону трубы наденьте стальной стакан и начинайте ударять по нему кувалдой.
Затем погрузите насос в бочку с водой, а шланг протолкните в трубу до конца. Напор воды выполняет функцию смазки и облегчает движение стали, а также способствует вымыванию отработанного грунта из трубы.
Вся последующая работа заключаются в чередовании двух действий – вымывание грунта водой и проталкивание трубопровода с помощью молота. Продолжайте до тех пор, пока в приямке на противоположной стороне дороги не появится первый отрезок трубы.
Как видно, устроить прокол под дорогой своими руками не так уж и сложно. В результате должна получиться полая труба с тем самым направляющим прутом внутри. Этот штырь теперь можно легко извлечь, так как вода вымыла весь грунт наружу в процессе работы. Полученный трубопровод используйте как футляр для проведения второй герметичной трубы меньшего диаметра.
Если длина планируемой коммуникации превышает 10 метров, то более рациональным вариантом будет обращение к специалистам.
Метод горизонтально направленного бурения
Данный метод прокола под дорогой заключается в создании пилотной горизонтальной скважины или сквозного отверстия заданного диаметра, в которое протягивается футляр или труба для коммуникаций. ГНБ никогда не проводится в сухом грунте.
В процессе бурения производится постоянная подача воды для того, чтобы сделать почву более пластичной и податливой, а также предотвратить обрушение стенок образующейся скважины. После того как отверстие создано, в него затягивается трубопровод.
Для этого с одной стороны на него надевается специальный наконечник или колпак, который прочно фиксируется. С другой стороны этого футляра закреплен бур. С помощью специального оборудования, установленного на противоположной стороне дороги, осуществляется втягивание трубы в прокол.После завершения работы небольшая часть трубопровода, на которой был закреплен тянущий колпак, обрезается. Исходя из этого, необходимо с запасом рассчитывать его длину. Протяжка коммуникационной трубы также сопровождается подачей воды для лучшего скольжения по скважине.
Преимущества метода
Метод горизонтально направленного бурения экономит время и рабочие ресурсы, так как при его использовании не возникает необходимости в демонтаже асфальтового или бетонного покрытия дороги.
Такой способ не оказывает разрушающего воздействия на природный ландшафт. Применять метод ГНБ можно в самых разных условиях – под автомагистралями, под водоемами, под парковыми насаждениями, железнодорожными путями и другими объектами.
Выгодно использовать этот вид бестраншейного бурения и в экономическом смысле.
Управляемый прокол
Участок, на котором планируется проводить прокол грунта под дорогой, предварительно исследуется. После этого создается проект, в соответствии с которым по намеченной траектории осуществляется безопасное бурение горизонтальной скважины с обходом всех возможных препятствий.
Буровая машина снабжена специальной лопаткой с режущей насадкой. В нее встроен зонд системы локации, который позволяет точно контролировать движение бура, направление и глубину будущего трубопровода.
Положение зонда отслеживает специалист с локатором, двигаясь по поверхности дороги и наблюдая за показаниями монитора локатора. Человек, управляющий машиной для бурения, также получает всю необходимую информацию для точности проведения манипуляций.
Для предотвращения осыпания скважины ее стенки могут обрабатываться специальной смесью глины и полимерных веществ. Такая смазка называется бетонитом.
Стоимость услуги
Какова стоимость прокола под дорогой? Уровень цены зависит от нескольких факторов. Управляемый прокол с использованием локационного оборудования обойдется дороже, чем неуправляемый.
Если вам необходимо проложить короткий трубопровод, то с этой работой справится обычная буровая машина, не снабженная системой отслеживания траектории бура. Устройство протяженной скважины, напротив, требует постоянного контроля и корректировки с помощью локационного устройства.
Российские компании предлагают услуги по созданию прокола под дорогой по ценам от 1000 рублей за погонный метр, что, как правило, дешевле открытых способов прокладывания коммуникаций под проезжей частью.
Какой бы вид коммуникаций ни требовалось создать, будь то трубы для воды или газа, футляры для электрических или оптиковолоконных кабелей, прокол под дорогой – оптимальный способ сделать это быстро и надежно.
Как своими силами сделать прокол под дорогой
Зачастую для того, чтобы проложить инженерные коммуникации, предполагающие монтаж трубопровода, требуется преодолеть такое препятствие, как дорога.
Такой вид работ, как прокол под дорогой, требуется в тех случаях, когда к загородному дому или дачному участку необходимо провести водопровод через дорогу. Этот метод позволяет укладывать трубы, имеющие разные диаметры, чтобы в дом поступали вода или газ. Кроме этого, прокол под дорогой является одним из универсальных способов проводки энергетических кабелей.
Какие инструменты понадобятся
Прокол под дорогой можно выполнить своими силами. Перед началом работ необходимо подготовить следующий набор материалов и инструментов:
- аппарат для выполнения сварочных работ и болгарку;
- кувалду;
- арматуру или прутья из стали, диаметр которых должен составлять 25 миллиметров и более, а длина должна превышать ширину дороги сантиметров на десять;
- обрезки стальной трубы необходимого диаметра и такой же длины, что и прутья;
- насос с пластиковой трубкой диаметром 12 миллиметров;
- бочку, рассчитанную на двести литров;
- воронку с двухметровым шлангом.
Кроме инструментов, понадобятся недюжинная физическая сила и терпение.
Поэтапное выполнение работы
Первый этап. Сначала нужно выкопать с двух сторон дороги ямы. Их глубина должна равняться глубине устанавливаемой трубы. К этом показателю нужно прибавить ещё 20 сантиметров, чтобы было удобно работать.
Из приямка проводятся все последующие работы. Он продолжает траншею и по своей длине должен быть не меньше минимальной длины отрезка подготовленной трубы, которую предстоит вбивать в землю с помощью кувалды.
Такие же размеры должен иметь и приёмный котлован. В нём должно хватать места для удобного размещения. Примерные размеры могут равняться 60 на 60 сантиметров. Как правило, этого бывает вполне достаточно.
Второй этап. Отмечаем ось будущего отверстия. Чтобы это сделать, возьмите стальной прут, заточите его с помощью болгарки, как пику, и вколотите в землю в том месте, где будет проходить труба.
Длина прутка не должна быть больше двух метров. В противном случае он просто согнётся.
Вбив отрезок, приварите к его концу следующий, и повторяйте эти действия, пока пруток не появится в приёмном котловане.Арматура или стальной прут указывают направление для вбивания трубы. Во время работы вы можете столкнуться с тем, что пруток упрётся в камень. В этом случае можно его не доставать из земли, так как это практически нереально, а просто отступить некоторое расстояние и начать работу заново.
Третий этап. На этом этапе забиваем трубу. Но перед этим нужно сделать из трубы большего диаметра специальную насадку, чтобы вбиваемая труба не расплющилась.
Кроме этого, край трубы, который будет уходить в землю, нужно сделать острым с помощью болгарки или даже нарезать на нём зубцы.
Выполнив подготовительные работы, наденьте стальную трубу на прут. Затем наденьте насадку и ударьте по этой конструкции два или три раза. После этого убираем насадку, в трубу проталкиваем тонкую пластиковую трубку до упора и включаем насос. На трубку лучше всего надеть муфту, с помощью которой будет зауживаться её диаметр, чтобы увеличить давление потока воды.
Не забудьте приготовиться к тому, что весь вымываемый грунт будет поступать в обратном, то есть по направлению к вам. Поэтому лучше заранее подготовить приямник и установить в него бочку, в которую будет стекать вся грязь.
Чтобы грунт попадал в бочку, понадобится воронка, на которую нужно надеть двухметровый шланг. Воронку можно сделать из пятилитрового бутыля, просто отрезав у него днище.
После того, как принимающая бочка будет заполнена практически полностью, насос можно поставить в неё, но не на самое дно, а только на середину. Чтобы насос не сломался, его нужно защитить фильтром. В качестве фильтра подойдёт и небольшое ведро из пластика, в котором просверливаются дырки небольшого диаметра.
Четвёртый этап. Вымыв часть земли из трубы, снова возьмитесь за кувалду и повторите третий этап. Когда вся труба уйдёт в почву, к ней нужно приварить следующий отрезок и повторить весь цикл, пока труба не появится с другой стороны дороги.
Когда работа будет завершена, направляющий штырь будет свободен от грунта. Его можно использовать повторно, чего не скажешь о той трубе, которая была забита в грунт.
Её уже нельзя использовать по прямому назначению, так как качество сварки при проведении такой работы могло пострадать.Поэтому стальная труба используется в качестве изолирующего футляра для трубы, имеющей меньший диаметр и изготовленной из других материалов.
Этот метод доказал свою эффективность при использовании стальной трубы с диаметром 57 миллиметров. В неё затем была установлена ПВХ-труба для водоснабжения, диаметр которой составлял 32 миллиметра.
Конечно, можно использовать и трубы с большим диаметром, но тогда потребуется либо сливать отработанную воду в подготовленную траншею, либо устанавливать ёмкость, имеющую большой объём.
Как сделать прокол под дорогой своими руками
Владельцы земельных участков и собственных домов знают, как сложна бывает прокладка коммуникаций, если по пути нужно преодолеть какую-то преграду: ручей, асфальтированную дорожку, строение, проезжую часть и т.д.
Можно поручить эту работу специалистам, но горизонтальное бурение стоит дорого. Сейчас мы разберемся, как сэкономить и сделать горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками.
Это не так уж сложно, и в результате вы сэкономите от 30% до 50% затрат, если сравнивать с наймом специалистов для бурения.
В данной статье мы не будем давать рекомендации по инструментам или расходным материалам — разберем пока саму технологию бестраншейной прокладки коммуникаций. В общей сложности она представляет собой выполнение горизонтального отверстия в грунте (путем его уплотнения), чтобы затем протянуть в это отверстие трубопровод.
Технология прокола под дорогой своими руками:
- Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
- Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
- Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.
Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.
Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью).
Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой.
Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.
Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку.
А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети.
Так вот, в этом случае требуется согласование.
Этап 1: согласование проекта строительства
План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.
Зачем нужно согласование:
- Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
- За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
- Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).
Этап 2: выбор метода прокладки
Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.
Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д.
Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства.
Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.Ключевые факторы выбора:
- Длина подземной трассы для коммуникаций;
- Диаметр трубопровода;
- Тип почвы и наличие скальных включений;
- Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
- Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.
Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.
Исследование грунта
Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.
Результаты исследований сообщат о следующем:
- Тип и состав почвы;
- Наличие твердых включений;
- Наличие подземных пустот;
- Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
- Возможные опасности на застраиваемом участке.
Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.
Полезные советы:
- Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д. Выбирая трубы, учитывайте все эти факторы и тип коммуникации.
- Убедитесь, что дрель, установка ГНБ или другой инструмент, который вы хотите применить для прокола или горизонтального бурения, имеют достаточную мощность. Особенно это важно, если речь идет о твердых почвах.
- При использовании метода ГНБ обращайте внимание на качество бентонита. В его составе должно быть не более 1% песка, максимальное время растворения в воде — до 20 минут. Оптимальный расход: из 1000 кг бентонита должно получаться от 30 куб.м. бурового раствора и выше.
- Используйте воду, чтобы размягчить слишком плотный грунт и облегчить выполнение прокола или бурения. Кроме того, после высыхания вода сделает тоннель для коммуникаций более прочным.
Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?
Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.
На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.
Когда можно сделать прокол вручную:
- У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
- Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
- Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
- У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
- Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
- Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
- Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.
Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам.
Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.
Оставьте заявку на расчёт сметы. Бесплатно!
Делаем прокол под дорогой своими руками
Как сделать прокол под дорогой своими руками? — это чуть ли не самый популярный вопрос по данным статистической поисковой системы Yandex Wordstat на тему бестраншейной прокладки коммуникаций. Во многих случаях его задают владельцы частных земельных участков. Сегодня мы разберемся, возможно ли сделать подземный прокол самостоятельно, и что нужно знать перед тем, как начать работу.
Желание сэкономить на прокладке коммуникаций вполне обосновано — горизонтальное бурение стоит немало, а необходимость подведения коммуникаций существует всегда: при постройке дома, необходимости преодоления естественных препятствий (озер, рек) или прохождения через проезжую часть.
Экономия при самостоятельной прокладке коммуникаций может составить от 30 до 70%. Все зависит от того, какие именно действия вы будете выполнять самостоятельно, а какие закажете на стороне.
Покупка дополнительных инструментов и материалов | Бесплатно, если располагаете необходимым оборудованием.Установка мини-гнб: от 120 тыс. руб.
*Окончательная цена может варьироваться в зависимости от выбранного вами способа, и наличия у вас инструментов | Не требуется, специализированные организации располагают всеми необходимыми материалами |
Восстановление благоустройства | Бесплатно(Засыпка приямков, выравнивание земли, посев газона) | От 100 руб. за кв.м(обычно входит в стоимость) |
Мы не будем заострять внимание на том, какие инструменты лучше использовать или какую трубу выбрать (вы можете прочитать это в других наших статьях). Сегодня мы дадим рекомендации тем, кто принимает решение и хочет сэкономить.
Прокол под дорогой — метод бестраншейной прокладки коммуникаций, когда под воздействием давления бура происходит уплотнение грунтов (небольшая часть грунта выбирается для очистки скважины), а в полученное отверстие затягивается трубопровод. При этом остается неповрежденным дорожное покрытие.
Самостоятельный прокол выполняется по следующей технологии
- По предполагаемой линии прокола заостренным концом в рабочем приямке кувалдой забивается стальная арматура. Она служит направляющей для трубы и предупреждает о труднопроходимых препятствиях на своем пути. Длина стержня арматуры не должна превышать двух метров, иначе материал может деформироваться под ударами кувалды.
По мере захода в грунт производится сварка следующего отрезка, и снова забивается. Работа продолжается до того момента, пока конец не появится с другой стороны дороги;
- По обе стороны дороги, под которую нужно проложить коммуникацию, симметрично роются два котлована (приямка). Глубина приямков должна быть немного больше глубины закладки трубы.
Через первый приямок будет происходить горизонтальное забивание трубы до появления её с другой стороны. Размеры рабочего и приемного приямка выбираются с учетом вышесказанного и должны предусматривать возможность свободного нахождения в нем человека;
- По такой же технологии производится прокол трубой, одетой на арматуру.
Чтобы не разбивались концы, спереди устанавливается насадка с зубчатыми заточенными краями, а сзади насадка в виде стакана. Под ударами кувалды по дну стакана труба начинает заходить в грунт. По мере ее продвижения земля уплотняется в трубе и движение стопорится. Струей из водяного насоса достаточно легко происходит ее удаление.
Дальнейшие действия последовательны до момента появления насадки в другом приямке.
Существуют различные вариации данного метода:
- С использованием желонка, изготовленного из большого гидроцилиндра;
- При помощи мини установки горизонтального бурения или различных вспомогательных средств для забивания арматуры, например, дрели;
- Прокол на базе насоса.
Пробороздив интернет мы нашли еще тысячу и один способ “авторской” прокладки коммуникаций под землей. Мы никогда не сомневались в уникальных способностях народных умельцев, но все же рекомендуем вам воспользоваться одним, из предложенных нами методов, поскольку эти методы являются наиболее надежными и имеют техническое обоснование. Лучше не идти на риск.
Так как вопрос самостоятельного прокола интересует по большей части владельцев частной недвижимости, которые желают либо модернизировать свой участок, либо подвести коммуникации к нему, стоит помнить, что даже если земля находится в вашей собственности нельзя просто так взять и выполнить бурение под ней. Особенно это касается работ, которые по плану предусматривают выход за пределы частной территории. Также отметим, что проколы более 10 метров в длину выполняются при помощи специальной техники и с использованием метода ГНБ.
Первое, что необходимо сделать — согласовать проект строительства, реконструкции
Выполнять прокол под дорогой без плана и согласования не стоит прежде всего по двум причинам. Первая причина это личная безопасность.
Может получится так, что под вашим участком уже проходят определенные виды коммуникаций, о которых вы не знали. Бывали редкие случаи, когда о скрытых довоенных коммуникациях не было известно даже после согласования проекта.
Стоит все же подстраховаться, чтобы не проколоть прилегающую под вашим участком газовую трубу — последствия могут быть плачевными.
Вторая причина по которой лучше сделать согласование — штраф от органов городского управления за несогласованные действия. Особенно это касается тех видов коммуникаций, которые выходят за пределы вашего личного участка: случаи, когда нужно войти в общую магистральную трубу и т. п.
Выберите подходящий метод прокладки коммуникаций
Существует несколько способов, которые позволяют проложить подземные коммуникации: прямой прокол, метод продавливания, проходка с использованием щитов и горизонтальное направленное бурение и т. д. Выбор метода зависит от:
- длины необходимой коммуникации,
- диаметра прокола,
- характера грунта (наличие скальных пород, природных грунтовых вод)
- характера застройки на вашем участке
- наличия уже существующих подземных коммуникаций
- бюджета вашего строительства
Сравнительная таблица способов бестраншейной прокладки коммуникаций
Обратите внимание, что выбор бестраншейного способа прокладки труб зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов и применяемого оборудования. Возможно, на вашей территории будет целесообразно использовать другой вариант прокладки.
Проведите исследования грунта, который собираетесь проколоть
Самостоятельные проколы выполняются без специализированной техники, которая может пройти через скалу песок и глину. Убедитесь, что пройдя половину пути вы не наткнетесь на неожиданную для вас скальную породу. Стоит изучить грунт для того, чтобы ваш прокол не обвалился и не просел со временем.
Для того, чтобы изучить грунт нужно обратится к специалистам, проводящим геофизические и геодезические работы. Как правило, фирмы, занимающиеся горизонтальным направленным бурением, имеют в своем штате таких специалистов. Также вы можете обратится в фирмы, специализирующиеся на землеустроительных работах.
Геофизические исследования позволят:
- определить состав и некоторые свойства грунта
- выявить специфический грунт
- выявить опасность на участке для стройки
- найти подземные пустоты
- определить уровень, скорость и направление фильтрационного потока грунтовых вод
Все это позволит вам защитить инструмент от поломки, и обеспечивает надежность и долговечность ваших строительных работ.
Не экономьте на материалах
Для начала купите качественную трубу. Трубы из разных материалов имеют разные характеристики: стойкость к температурному воздействию и коррозии, прочность и долговечность, стоимость и простота монтажа. Выбирать трубу следует в зависимости от типа прокладываемой коммуникации.
Используйте качественный раствор бентонита для того, чтобы облегчить себе бурение, и не “похоронить” инструмент под землей. Также для этих целей можно пользоваться водой. Вода размягчает землю, и облегчает движение в ней бура. Использование воды позволяет также укрепить стенки будущего тоннеля.
Убедитесь в самом инструменте, при помощи которого вы будете пробивать грунт: он должен быть достаточно прочным. Установки мини ГНБ и дрели должны иметь высокую мощность. Чем плотнее и тверже грунт, тем прочнее и мощнее должны быть ваши инструменты.
Изучите технологию
В интернете много советов, как и чем можно сделать прокол. Советуем вам в первую очередь обратиться к квалифицированным учебно-техническим пособиями по выполнению проколов под землей, и только потом искать дополнительную информацию на тематических форумах. Вот несколько книг и научных статей, которые могут помочь Вам в изучении данного вопроса:
Обратитесь к специалистам
Если вы не хотите неделями изучать технологии по книгам, читать советы внештатных инженеров в интернете, а также посещать городское управление и различные инстанции для согласования проекта реконструкции.
Если вы не обладаете достаточными знаниями в этой области и физической силой, а хотите получить готовую качественную и согласованную работу в течении 2-3 дней, то советуем вам обратится к специалистам. Они без нарушения благоустройства вашей территории проложат подземные коммуникации.
Как правило фирмы дают пожизненную гарантию на свои работы, самостоятельно согласуют проект, а также отвечают за прочность и качество предоставляемых материалов.
Благодаря специализированной технике, бурение становится полностью управляемым, местонахождение буровой головки и наличие близлежащих препятствий отслеживается и контролируется локаторщиком и инженером установки.
В каких случаях не стоит выполнять прокол своими руками?
Если длина необходимого прокола превышает 10 метров или на участке есть труднопроходимые виды грунта и уже существующие подземные коммуникации, то мы не рекомендуем Вам выполнять прокол самостоятельно.
В каких случаях прокол можно сделать самостоятельно?
- У Вас есть понимание вопроса, техническое, инженерное, строительное образование. Вы знаете о рисках самостоятельной прокладки коммуникаций, но также знаете, что делать, если что-то пойдет не так.
- Органы власти дали разрешение на проведение работ по вашему участку и одобрили проект.
- Вы обладаете недюжинной физической силой
- Вы имеете в запасе набор необходимых инструментов: как минимум лебедку, домкрат, болгарку и сварочный инструмент.
- Вы любите делать все сами
- Вы хотите сэкономить на прокладке подземных коммуникаций
- Длина вашего прокола не более 10 метров длиной.
- Вы уверены в характере грунта своего участка: инструмент не наткнется на камни при бурении, а после выполнения работ почва не просядет и не обвалится.
- Подвести коммуникации быстро — не ваша главная цель. Вы можете потратить время на изучение технологии, выбор лучшей и подходящей именно для вас трубы.
- Вы уверены своих силах и имеете экономическое обоснование выбранного вами способа прокладки.
Посмотрите видео выполнения самостоятельного прокола при помощи установки управляемого прокола
Сегодня мы подобрали для вас самые полезные практические рекомендации, которые помогут в решении вопроса о самостоятельном проколе под землей. Мы также сравнили стоимость самостоятельной бестраншейной прокладки с ценами при обращении к специалистам, и выделили ряд обязательных действий и согласований, без которых невозможно проведение работ.
Надеемся, что данная информация была для Вас полезной. Если у Вас остались вопросы, пишите нам на электронную почту gnb@elektis.ru. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости и полезные статьи от компании “ЭлектИС”
Прокол под водопровод: преимущества, особенности, порядок действий и стоимость
Прокладка водопровода методом прокола – способ бестраншейного монтажа трубопровода под различными препятствиями – дорогами, зданиями.
Суть его состоит в формировании на заданной глубине канала необходимого диаметра путём продавливания его трубами, рабочими органами специальных машин и механизмов, струей воды высокого давления.
Применяется данный способ как при прокладке магистральных водоподающих труб, так и для монтажа водопровода в частном секторе, на дачном участке.
Виды проколов
Метод прокола применяют при прокладке водопровода под дорогой
В зависимости от применяемых механизмов, принципа прокладки канала для прокладки труб различают следующие виды прокола:
- продавливание;
- горизонтально направленное бурение (ГНБ);
- бурошнековое бурение;
- гидропрокол;
- вибропрокол.
Для удобства работы на противоположных концах траектории прокладываемой трубы выкапываются два котлована (приямка) – начальный и финальный.
Продавливание
Данный вид прокола выполняется следующим образом:
- В начальный приямок помещается установка направленного бурения, состоящая из рамы с гидроцилиндрами, которые приводят в движение каретку с буровой колонной – соединенными между собой штангами.
- Первой в каретку устанавливается штанга с рабочей головкой в виде острого конуса.
- При помощи маслостанции (бензинового двигателя с масляными насосами) гидроцилиндры под усилием вдавливают первую штангу в стенку приямка.
- После того как большая часть первой штанги скрылась в почвенной толще, каретку при помощи гидроцилиндров отводят назад. К концу штанги при помощи резьбового соединения прикручивают следующую, закрепляют ее в каретке и повторяют процесс продавливания.
- При появлении рабочей головки первой штанги буровой колоны в финальном приямке ее снимают, устанавливают приспособление для крепления и протяжки трубы.
- Вытягивая закрепленную к первой штанге трубу, осуществляют ее прокладку в пробуренном таким способом канале (футляре).
При прокладке водопроводной полиэтиленовой трубы зимой в фазу протяжки ее прогревают паяльной лампой или горелкой. Это необходимо для того чтобы полиэтилен стал более гибким, не трескался и не деформировался при прохождении в пробуренном для него канале.
Горизонтально направленное бурение
Такой способ широко применяется при прокладке водопроводных сетей диаметром до 200 мм. Прокол выполняется специальными самоходными установками на гусеничном ходу, способными работать в условиях ограниченного пространства и топкого грунта.
Технология выполнения горизонтально-направленного бурения состоит из следующих этапов:
- Бурение пилотной скважины – при этом установка заглубляет колонну штанг с рабочей буровой головкой в виде лопатки на первой из них под заданным углом и пробивает узкий канал, выходя на поверхность или в стенке финального приямка в конечной точке траектории прокладки трубопровода.
- Последовательное расширение пилотной скважины – на этом этапе рабочая головка заменяется специальным вращающимся расширителем (риммером), который при протяжке колонны штанг увеличивает диаметр канала до необходимого значения. При этом к торцу риммера крепят новые буровые штанги – это необходимо для того, чтобы после расширения канала удобно и быстро можно было протянуть через него плеть трубы.
- Протяжка трубопровода – на последнюю присоединённую к риммеру штангу устанавливают вертлюг (серьга), к которому присоединяют оголовок плети трубы. Протяжка трубопровода производится выборкой штанг установкой до тех пор, пока конец трубы не покажется в начальной точке бурения.
Размер (диаметр) риммера и расширенной скважины должен быть на 30 мм больше диаметра трубы, которую в нее помещают.
В процессе работы внутрь штанг буровой колоны и на наконечник (рабочую головку) подается специальный состав, способствующий разрушению пробуриваемой породы, снижению трения штанг о почву, удалению пробуренной породы из скважины. Собирающийся в приямке буровой состав после завершения работ откачивается, очищается от частиц породы и с помощью химических реагентов регенерируется для последующего использования.
Бурошнековое бурение
Данный способ бестраншейной прокладки водопроводных и других коммуникаций заключается в следующем:
- Внутрь большой трубы-футляра устанавливают вращающийся от двигателя установки шнек с рабочей головкой (лопатками) в торцевой части.
- При вдавливании установкой трубы в стенку приямка вращающийся шнек пробуривает встречающуюся ему на пути породу и частично удаляет через торец трубы.
- После того как первая труба полностью скрылась в почвенной толще к ней присоединяют следующую с таким же шнеком внутри;
- Когда конец колоны труб появится в финальном приямке, из нее последовательно извлекают все шнеки с остатками пробуренной и не удаленной ими породы.
В пробуренную таким способом трубу помещают несколько водоподающих магистралей
Гидропрокол
Данный вид прокола выполняется с помощью установки горизонтального бурения, в которой на конце первой штанги буровой колоны одевается специальная головка, пробивающая почвенную толщу перед собой при помощи мощной струи воды, создаваемой центробежным насосом.
Применяется такой метод для прокола рыхлых песчаных и супесчаных почв.
Вибропрокол
При вибропроколе рабочий орган пневмопробойника помимо вращательных движений совершает также и мощные возвратно-поступательные (как отбойный молоток). Благодаря этому, такие установки могут быстро и качественно прокалывать даже самый плотный глинистый или суглинистый грунт.
Преимущества метода
Популярность и востребованность данного метода прокладки водопровода объясняется такими преимуществами:
- Оперативность выполнения работ – по сравнению с копкой открытой траншеи прокол занимает в 3 -4 раза меньше времени.
- Невысокая трудоемкость – прокол не требует значительных физических усилий и большого количества рабочих, как в случае с траншейным способом прокладки труб.
- Всесезонность – прокол грунта под водопровод с помощью различных установок можно производить в любое время года.
- Экологичность – данный способ прокладки трубопровода позволяет избежать нарушение почвенной структуры, повреждение корней деревьев, разрушение природных ландшафтов, искусственных газонов и насаждений.
- Низкий риск повреждения расположенных рядом коммуникаций (канализации, линий связи, газопровода) – при проколе вероятность повредить находящиеся поблизости коммуникации значительно меньше, чем при выемке грунта ковшом экскаватора или траншеекопателя.
- Невысокая стоимость – даже при найме специалистов со специальным оборудованием выкопать канализацию методом прокола стоит на 30-40% дешевле чем при традиционной траншейной прокладке.
Прокол под водопровод своими руками поэтапно
Сделать прокол под землей для водопровода самостоятельно, без привлечения специалистов и подрядных организаций можно при его длине не более 30 м. Такие работы за исключением приобретения материалов не будут стоить их исполнителю ни копейки, позволяя не только сэкономить деньги, но и приобрести полезный опыт в прокладке коммуникаций проколом.
Материалы и инструменты
При выполнении прокола дороги для водопровода своими руками из материалов необходимы только стальная толстостенная труба диаметром 40 мм с приваренным острым наконечником пирамидальной или конусной формы. Сделать такой рабочий орган лучше из прочной инструментальной стали – непрочный материал, встречаясь в почве с твердыми включениями, прослойками глины, может быстро выйти из строя, деформировавшись.
Из инструментов для данной работы потребуются:
- штыковая лопата;
- лом;
- кувалда;
- болгарка.
Этапы прокола
Простая технологии прокола под дорогой или другим препятствием состоит из следующих этапов:
- Копка двух траншей по обе стороны от препятствия. При этом траншею, из которой будет производиться прокол, следует выкапывать на 1,5- 2 метра больше, чем то расстояние, которое планируется пробивать под препятствием. Это необходимо для удобства работы в траншее с тяжелой кувалдой.
- Укладка пробивочной трубы на дне – при помощи уровня и кирпичей труба укладывается ровно по центру траншеи, упираясь острием наконечника в стенку толщи почвы, которую необходимо пробить.
- Пробивка слоя почвы под препятствием – ударами кувалды по торцу трубы она постепенно углубляется в почвенную толщу до тех пор пока ее наконечник не появиться в траншее с другой стороны препятствия. После этого наконечник и расплющенный ударами кувалды торец отрезается при помощи болгарки.
Выемка трубы из прокола производится непосредственно при укладке в него водопровода, чтобы земля вокруг проделанного канала не обвалилась и не засыпала его.
Стоимость работ
Цена за метр прокола почвенной толщи под препятствием для прокладки водопроводной трубы зависит не столько от объема работ, типа почвы, сколько от протяженности и диаметра пробиваемого канала.
Так прокладка 1 метра водопроводной трубы методом горизонтально направленного бурения в среднем обойдется заказчику 1300 -1600 руб.
При монтаже труб водоснабжения под дорогами, зданиями и другими преградами горизонтальным бурением, гидро- или вибропроколом стоимость 1 метра будет немного ниже – от 1000 до 1200 руб.