Нормы выбраковки стальных канатов

Нормы браковки стальных канатов

Нормы выбраковки стальных канатов

Канат подлежит замене, если:- канат оборвался;- диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра;- канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым;- хотя бы в одной точке виден сердечник;- наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой;- прядь оборвалась.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев.

Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям.

Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов:- обрывы проволок;- уменьшение диаметра;- деформация;- коррозия.

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей:- количества обрывов проволоки и их положения;- износа проволок (уменьшение диаметра каната);- внутренней и внешней коррозии;- повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, видимых на поверхности каната. При этом с особым вниманием нужно осмотреть изношенную часть изделия. Обрывы проволок необходимо отслеживать участках каната равных 6 и 30 диаметрам каната.

Если количество обрывов проволоки превышает установленным минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене.  Обрывы проволок в пряди, как правило, указывают на внутреннее повреждение каната. В случае обрыва проволоки должны быть четко видны оборванные концы.

Канат рассматривается для отбраковки, если число видимых сломанных проволок равно или превышает допустимый предел. В 6 и 8-прядных канатах обрывы проволоки большеимеют место в наружных слоях, тогда как в многопрядных канатах характерны обрывы проволок во внутренней части.

Эти обрывы являются невидимыми и требуют специальных методов исследования.Рекомендуют производить замену каната, когда проволоки с обрывом находятся близка друг к другу на длине не больше чем 6d или на одной пряди.

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв.

Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием.

Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов:- внутренний износ;- внешний износ вследствие истирания наружных проволок;- ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов.

Канат должен быть отбракован:- если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа;- если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций.

Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.

Канат должен быть отбракован:- ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок;- подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация.

следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната:- местное нарушение каната;- выступ проволоки, пряди или сердечника;- формирование скручиваний или петель;- локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната;- локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Критерии повреждения и замены каната

Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.
Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната.
Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.
Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене.
Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене.
Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната.
Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформациейтипа «фонарь». Требуется срочная замена каната.
Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка канатадеформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняетсяшагу свивки. Необходимо наблюдать за этим дефектом.
Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутреннихпроволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударныминагрузками. Требуется срочная замена каната.
Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванноедеформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок. Требуется срочная замена каната.
Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуетсясрочная замена каната.
Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене.
Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей кзаполнению объема разрушенного органического сердечника. Требуетсясрочная замена каната.
Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушениемвследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок. Канат подлежит замене.
Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене.
Сильный изгиб. Канат подлежит замене.
Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене.
Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износвнешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформациютипа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива. Требуется срочнаязамена каната

Продолжение

Незначительное сплющивание наружных проволок. Небольшое уменьшение диаметра каната.
Непрерывное сплющивание; начинается ослабление проволок с уменьшением диаметра приблизительно на 40%. Требуется срочная замена каната.
Начало поверхностной коррозии.
Сильно перфорированная поверхность и полностью ослабившиеся проволоки. Значительное уменьшение диаметра при наличии пространства между проволоками, превышающим половину от их диаметра. Требуется срочная замена каната.
Пример большой внутренней коррозии. Заметное сокращение площади множества наружных проволок прядей. Значительное уплотнение в контактной области сердечника,отсутствие расстояния между прядями и дальнейшее уменьшение диаметра каната. Требуется срочная замена каната.
Спиральная деформация представляет собой дефект, при котором продольная ось каната приобретает спиральную форму. В этом случае канат должен находиться на постоянном контроле. При продолжительной эксплуатации может появиться износ и обрывы проволок. Если деформация превышает значение, установленное в UNI ISO 4309, канат необходимо заменить.

Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Доставка по РФ: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Нормы браковки цепных, канатных, текстильных и стальных стропов

Нормы выбраковки стальных канатов

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности.

В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений.

В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ.

Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия.

Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Стропы из стального каната

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Количество обрывовДлина каната
43 x диаметр каната
66 x диаметр каната
1630 x диаметр каната

Важно!

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

КанатныеЦепныеТекстильные
3%1%6%

Все о нормах выбраковки и требованиях к страховочному стальному канату

Нормы выбраковки стальных канатов

Для стальных канатов, используемых в качестве монтажных, тяговых, несущих, вантовых, стреловых, грузовых обязательно наличие сертификата, подтверждающего соответствие ГОСТ. Для недопущения к эксплуатации неисправных изделий существуют нормы браковки стальных канатов.

Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.

Стальной материал

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.

Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната).

Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва.

Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:

Таблица

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

Пожарные гидранты: нормы и правила, марки, размеры, требования

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;

Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.

На производстве

Как часто нужно проводить осмотр стропов

Вне зависимости от того, на каких устройствах используются грузоподъемные стальные канаты, их осмотры должны производиться ежесменно, периодически и по специальным распоряжениям. Персонал, специализирующийся на ремонте и обслуживании оборудования, делает это в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В его же обязанности входит выбраковка канатов нормы и правила.

Непосредственно работающий на оборудовании сотрудник должен знать, какие требования предъявляются к страховочному канату, и выполнять ежесменный осмотр до начала работы. В него входят:

  • просмотр имеющихся в журнале записей;
  • визуальное изучение состояние каната, в том числе и тех его участков, которые закреплены в зажимах, коушах и муфтах. Также проверяются места, соприкасающиеся с барабаном, блоком, шкивом и опирающиеся на башмаки.

Стальные стропы замеряются специалистами

По результатам осмотра в журнале делается соответствующая запись.

Для периодических осмотров привлекаются ответственные инженерно-технические работники. Они проводятся каждые 10 дней. Результаты также фиксируются в журнале. В ходе периодического осмотра выполняются следующие операции:

  • визуально осматривается весь канат в процессе его передвижения из начального положения в конечную точку;
  • производятся контрольные замеры диаметра с использованием необходимых инструментов.

Таким образом, проверка стропов – важная процедура, без которой нельзя начинать работу. Стальные канаты используются в процессах, опасных для здоровья и жизни сотрудников. Отсутствие проверки стропов может повлечь за собой урон телу или летальный исход, за что придется отвечать перед законом.

Признаки и норма браковки стальных канатов

Нормы выбраковки стальных канатов

Нормы браковки стальных канатов очень часто нарушаются работниками. И это становится причиной нежелательных последствий. Так, например, эксплуатация сильно поврежденного стропа может привести к несчастному случаю и увечью (а возможно и гибели) людей.

С другой стороны, если значение признаков браковки стальных канатов было сильно преувеличено, то это обернется для предприятия довольно-таки значительными необоснованными тратами. Данная статья будет полезна инженерам и рабочим, а также морякам, которые имеют дело с тросами.

Знание норм браковки стальных канатов позволит повысить эффективность и безопасность труда.

Основные положения

Принципы проведения осмотра и нормы браковки стальных канатов указаны в специальном документе под номером 12-97.

Многим инженерам это покажется странным, ведь обычно на подобные вещи разработаны государственные стандарты. Однако это действительно так.

И данный документ устанавливает не только нормы браковки стальных канатов, но и порядок их производства и эксплуатации, монтажа и обслуживания.

Согласно этому руководству металлические тросы и канаты должны тщательно осматриваться на предмет наличия повреждений и изъянов раз в десять дней. Помимо периодического ТО, продукция данного типа в обязательном порядке осматривается перед началом эксплуатации (это не касается лишь лифтов и других систем, в которых тросы скрыты).

Тросы, которые работают в особо опасных условиях и при больших нагрузках, с определенным периодом должны проходить проверку с использованием дефектоскопа. Однако такое устройство стоит довольно дорого, да и работать с ним смогут лишь высококвалифицированные инженеры, у которых за спиной имеются специальные курсы.

В каких местах тросы максимально подвержены износу?

Многолетние опыты и исследования закономерностей износа стальных тросов выявить места, максимально подверженные износу и разрушению. Эти наблюдения легли в основу норм браковки стальных канатов подъемных сооружений.

В ходе многочисленных опытов и экспериментов было доказано, что тросы начинают терять свои эксплуатационные качества и разрушаться в местах креплений концов, по торцам (оверлок), в местах трения с неподвижными частями конструкции (направляющие, уравнивающие и так далее).

Требования к тросам

Нормы браковки стальных канатов действительны лишь в том случае, если последние соответствуют стандартам отрасли и производства.

Тросы, которые используются при проведении такелажных, грузовых, тяговых и других работ, должны иметь сертификат качества от производителя соответствующего образца. В этом документе содержатся сведения о проведенных испытаниях на прочность и износостойкость стальных канатов.

Именно по этой причине в нашей стране практически нигде не применяются канаты, которые были произведены за границей. Ведь в Европе и США действуют совершенно другие стандарты.

Теоретически это возможно, но при намерении использовать стальные канаты зарубежного производства необходимо получить документальное подтверждение соответствия качества продукции отечественным стандартам. Такой документ выдает головная организация по стандартизации и сертификации.

Если на стальной канат отсутствует документация, подтверждающая соответствие нормам качества, то подобная продукция не может эксплуатироваться.

Тросы и канаты поступают с заводов конечному потребителю целыми партиями. На каждую такую поставку должен иметься так называемый паспорт. В одной партии не может быть стальных канатов разных типоразмеров.

Какие существуют способы выявления брака?

Наиболее доступным, простым и дешевым способом определения нормы браковки стропов из стальных канатов является визуальный метод. Внешний осмотр, проведенный опытным специалистом с использованием несложного вспомогательного оборудования, позволит вовремя обнаружить критические повреждения жил канатов и принять меры по предотвращению чрезвычайной ситуации или аварии.

На втором месте по популярности и эффективности стоит так называемый инструментальный метод установления соответствия нормам браковки стропов из стальных канатов.

Как показали исследования и опытно-экспериментальные работы, по характеру прямолинейности и нарушению геометрической формы в сечении троса можно довольно точно спрогнозировать срок его полезной эксплуатации. Такую работу под силу выполнить далеко не каждому инженеру.

Здесь необходимо обладать мощным математическим аппаратом и соответствующей инструментальной поддержкой.

В настоящее время на рынке появились узкоспециализированные пакеты программного обеспечения, которые позволяют частично автоматизировать рутинные математические расчеты. Однако стоимость лицензии очень высокая, и ее приобретение навряд ли будет экономически целесообразным.

Роль коэффициента запаса прочности

Этот показатель является очень важным. И его значение численно равняется отношению усилия разрыва к показателю натяжения троса. В соответствии с требованиями государственной инспекции по охране труда установлены нормы значений коэффициента прочности для различных канатов.

Так, для канатов, которые не испытывают значительных нагрузок при работе (легкий режим эксплуатации), это значение не должно опускаться ниже 5. Для тех тросов, которые работают в тяжелых условиях и испытывают огромные нагрузки, значение коэффициента прочности не должно падать ниже 6.

Выделяется также и промежуточный тип тросов, предназначенных для работы в среднем режиме. Значение коэффициента прочности таких канатов не может быть ниже 5,5.

Проверку коэффициента прочности можно отнести к разрушающему контролю качества и браковки если не одного отдельно взятого стального каната, то целой партии. Для проведения подобных испытаний необходимо иметь в наличии сложное и дорогостоящее оборудование.

Определение шага навивки каната

Такой параметр, как шаг свивки троса или каната, является очень важным при рассмотрении вопроса о браковке. Дело в том, что количество обрывов тонких волокон, как правило, подсчитывается на длине каната, равной этому шагу.

Если опыт проведения подобных работ отсутствует, то могут возникнуть сложности. Хотя на самом деле все довольно просто. Шаг будет зависеть от того, сколько прядей в канате.

Далее на поверхности одной из прядей делается пометка маркером или кернером. Остается лишь отсчитать в одном вправо или влево количество прядей в тросе и поставить вторую отметку. Расстояние между двумя метками будет равно шагу свивки.

И именно на этом промежутке необходимо подсчитывать количество обрывов.

Волнистость канатов

Это очень важный признак, и нормы браковки стальных канатов не могут о нем умалчивать. В ходе активной эксплуатации троса при его наматывании на барабан и разматывании в нем образуются остаточные искривления. Если вовремя не заменить трос, то эти искривления нарастают, а в самом канате начинаются опасные разрушительные процессы.

Поэтому важно вовремя заменить трос. С целью предупреждения аварий на производстве разработаны рекомендации. Трос подлежит замене в том случае, если диаметр сечения в области спирали больше или равен 1,08 от номинального наружного диаметра троса.

Безоговорочные нормы браковки стальных канатов грузоподъемных машин, лифтов и других механизмов

Трос признается бракованным, если уменьшение сечения наружных проволок составляет сорок и более процентов. Причем длина участка активного износа не принимается во внимание. Такой трос может не иметь внешних проявлений износа, однако он может порваться во время нагрузок.

Помимо уменьшения площади поперечного сечения, опасения должно вызывать и аномальное ее увеличение. Причиной возникновения таких «вздутий» является разбухание сердцевины. В соответствии с нормой браковки стальных канатов грузоподъемных кранов, критическое значение увеличения площади поперечного сечения составляет 7 % от номинальной площади.

Растяжение стальных канатов является естественным процессом, протекающим при активной эксплуатации троса. Однако оно не должно превышать установленной нормы. Этот показатель составляет 5 %.

Таким образом, если в результате проверки выявлено увеличение длины троса на пять и более процентов, то изделие признается бракованным, несмотря на отсутствие видимых признаков разрушения.

Причем норма браковки стальных мелкожильных канатов не отличается от подобной нормы для тросов большой грузоподъемности.

Особые нормы браковки

Если металлический канат используется для приведения в движение транспортных средств с людьми или для транспортировки потенциально опасных и опасных грузов (кислоты, расправленный металл и так далее), то требования к безопасности, разумеется, ужесточаются, а норма браковки снижается ровно в два раза. То есть если обычно бракованным признается канат с сорока обрывами волокон на длину шага, то в таком случае трос с 20 обрывами уже снимается с эксплуатации.

Особые приемы применяются и при принятии решения о браковке канатов, свитых из толстой проволоки. Дело в том, что отечественные предприятия по производству стальных канатов выпускают две разновидности продукции: из тонкой проволоки и из более толстой.

Понятное дело, что обрывы толстого и тонкого проката не могут быть равнозначными. Поэтому при подсчете количества разрывов толстой проволоки на дину шага скрутки, один обрыв толстой проволоки равнозначен 1,7 обрыву тонкой.

Суммарное же количество дефектов не должно превышать 40.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса?

В соответствии с нормами браковки стальных канатов лифтов и других подъемно-транспортных машин и механизмов, при отсутствии видимых признаков на наружной поверхности, трос может быть признан бракованным на основании повреждений в его сердцевине. Для такого анализа необходим специальный прибор – дефектоскоп.

Если суммарная потеря сечения проволок сердцевины составит более 18 %, то такой канат признается бракованным.

Дефектоскопом и специалистами с определенной подготовкой располагает далеко не каждое предприятие. Но и необходимость проводить контроль геометрических параметров сердцевины возникает далеко не всегда. В соответствии с требованиями, такого рода контроль необходимо производить только лишь для тросов, к которым предъявляются особые строгие требования по безопасности.

Стальные канаты: виды, особенности и нормы браковки — купить от завода-изготовителя ООО

Нормы выбраковки стальных канатов

Безопасность использования грузоподъёмного оборудования, его эффективность и способность выполнять сложные производственные задачи напрямую зависят от качества, прочности тросов. Эта одна из важных частей конструкции выбирается с особой тщательностью.

Стальной канат представляет собой изделие, изготовленное из металлической проволоки. Для производства применяется сырьё, различное по форме, площади поперечного сечения, прочности и другим эксплуатационным характеристикам. Канат состоит из стальной проволоки и сердечника.

Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики стропов и обеспечить его долговечность, дополнительно он покрывается специальными антикоррозийными составами и пропитками, предотвращающими появление гнили. Стальные канаты относят к грузоподъёмным приспособлениям.

Без них невозможна работа кранов, лебёдок и другого оборудования, предназначенного для перемещения тяжёлых предметов.

Кроме того, тросы применяют для оснащения:

  • строительного оборудования;
  • лесопильных машин;
  • грузовых и пассажирских лифтов;
  • оборудования, используемого для бурения скважин и добычи полезных ископаемых;
  • корабельных и других типов грузоподъёмных кранов.

Стальные тросы также могут использоваться для армирования бетонных конструкций, изделий из резины и даже в быту.

Особенности конструкции

Сердечники стальных тросов производятся из прочной проволоки. В некоторых случаях допустимо использование органических материалов, например, полиэтилена, асбеста, пряжи, капрона и других. Главное достоинства канатов с таким основанием – гибкость.

Кроме того, они способны долго удерживать смазку, которая многократно увеличивает срок эксплуатации тросов и защищает металлическую проволоку от появления ржавчины. Канаты со стальными сердечниками используются в тех случаях, если предусмотрена многослойная навивка на барабан.

Такие изделия долго держат форму и не теряют эксплуатационных характеристик при воздействии высоких и низких температур.

Дополнительно стальные тросы оцинковываются. Покрытие защищает их от негативных факторов, благодаря чему канаты можно активно использовать на открытых площадках.

Тросы для оснащения пассажирских лифтов тщательно проверяются. 100% проволок проходят испытания.

Особенности контроля состояния стальных канатов

При использовании грузоподъёмного оборудования необходимо своевременно выполнять его технический осмотр. При этом осуществляется проверка состояния механизмов, элементов двигателя, металлических конструкций. Внимание уделяется в обязательном порядке и стальным тросам.

В зависимости от условий работы оборудования, внешней температуры и вида каната,  проверка может выполняться раз в 10 дней, неделю, месяц и так далее. Обязательным является анализ с применением дефектоскопа.

Прибор определяет разрывы проволоки и другие проблемы, которые невозможно найти невооружённым глазом.

Дефектоскоп позволяет обнаружить потери сечений канатов, наличие коррозии на внутренних элементах, повреждения плетения. Прибор используется при проверке металлических тросов независимо от сферы их применения.

Особое внимание специалисты уделяют следующим участкам:

  • крепления к кабине, на барабане или противовесе;
  • тросы, которые проходят через все типы блоков;
  • внутренние элементы – именно здесь фиксируется наибольший износ;
  • участки соединения двух канатов.

Дефектоскоп позволяет определить степень износа троса и своевременно заменить его новым.

При проверке чаще всего используются такие методы:

  • визуальный – специалисты тщательно осматривает тросы на наличие дефектов, используя специальные приспособления;
  • косвенный – состояние каната определяется с помощью интегральной методики;
  • дефектоскопический – в ходе проверки применяется ультразвуковая, рентгеновская диагностики, а также магнитоскопия;
  • инструментальный – с помощью специальных измерительных средств определяются отклонения прямолинейности, износа проволоки или изменение показателя сечения каната.

В некоторых случаях возможно применение сразу нескольких методов.

Нормы списания тросов

Стальные канаты подлежат браковке в следующих случаях:

  • снижение величины на 40 и более процентов из-за износа расположенных внутри проволок;
  • показатель коррозии свыше 7% по отношению к диаметру – заменить трос нужно даже в тех случаях, если больше никаких дефектов не обнаружено (при этом длина повреждённого участка не имеет значения);
  • повреждения сердечника на 10% от его номинального размера;
  • обрыв проволоки (в том числе при износе 1 элемента более 40%);
  • увеличение сечения более 7% – в таком случае возможно разбухание сердечника под воздействием внешних факторов: влажности воздуха, перепадов температур и так далее;
  • потеря прочности – дефект определяется с помощью специальных приборов и свидетельствует об уменьшении сечения проволок;
  • сплющивание – причиной повреждения обычно является значительный износ ручья блока;
  • чрезмерная спиральная форма оси каната – при таком дефекте возникает расслоение, что приводит к трению проволок между собой и к их разрыву.

Также нормой браковки стальных канатов является наличие заломов, перекручивания, перегибов. При таких дефектах трос значительно теряет прочность. Использование канатов, которые не прошли осмотр и технический контроль, невозможно.

Игнорирование повреждений может привести к обрывам, следовательно, к падению поднимаемого груза, порче товара, металлических конструкций, подъёмных сооружений и кранового оборудования, получению сотрудниками травм разной степени тяжести.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.