Как развальцевать тормозную трубку своими руками
Как развальцовать тормозную трубку своими руками: инструкция, инструмент, видео
Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль.
Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками.
Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.
Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно
Функции тормозных трубок
Тормозные трубки являются неотъемлемым элементом тормозной системы любого автомобиля, которая отвечает за его остановку в необходимый момент. Чтобы понять, какое значение имеют такие трубки для работы тормозной системы в целом, следует хотя бы поверхностно познакомиться с принципом ее действия.
Итак, процесс остановки автомобиля, для выполнения которой задействуется тормозная система, состоит из следующих этапов.
- При необходимости уменьшить скорость движения автомобиля или остановить его полностью водитель нажимает на тормозную педаль.
- Связанный с педалью поршень главного цилиндра приводится в действие и начинает воздействовать на тормозную жидкость.
- Под высоким давлением, сообщенным поршнем главного цилиндра, жидкость по трубкам и шлангам начинает поступать в цилиндры каждого колеса, воздействуя уже на их поршни.
- Под давлением жидкости поршни воздействуют на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам, останавливая вращение колес.
Схема тормозной системы автомобиля
Очевидно, что тормозные трубки играют важнейшую роль в работе всей тормозной системы, и при их поломке она полностью выходит из строя. Именно поэтому к ремонту данных элементов, к которому относится и развальцовка тормозных трубок, следует подходить со всей ответственностью.
В каких случаях нужна развальцовка тормозных трубок
По тормозным трубкам, как уже говорилось выше, тормозная жидкость под высоким давлением подается ко всем элементам системы.
Когда пропускная способность таких трубок ухудшается, вся система начинает работать неэффективно, что приводит, в частности, к значительному увеличению тормозного пути.
О том, что элементам тормозной системы, в том числе и трубкам, требуется диагностика (и, возможно, ремонт), могут свидетельствовать следующие характерные признаки:
- появление посторонних звуков и пульсирующих движений при нажатии на педаль тормоза;
- свободное движение педали тормоза при нажатии на нее;
- утечка тормозной жидкости, что приводит к снижению давления и, соответственно, к неэффективному торможению и интенсивному износу тормозных колодок;
- ведение автомобиля в сторону при торможении (такая ситуация, хотя и является косвенным признаком, также может указывать на то, что тормозные трубки нуждаются в ремонте).
Старые тормозные трубки в ужасном состоянии следует срочно заменить даже при отсутствии протечек
Однако основным признаком того, что тормозные трубки полноценно не выполняют свои функции и требуют развальцовки, является увеличение тормозного пути. Наиболее частыми причинами ухудшения работоспособности тормозных трубок являются:
- нарушения в конструкции шестигранных головок, которыми снащены такие трубки;
- ухудшение качества и надежности резьбовых соединений, попадание в них сора или закоксованной жидкости.
Такие неисправности, негативно отражаясь на техническом состоянии отдельных элементов тормозной системы, значительно снижают эффективность ее работы. Именно поэтому специалисты и автопроизводители рекомендуют проводить ее диагностику раз в полгода.
Если привязываться к километражу, то выполнять такую процедуру необходимо через каждые 50 000 км пробега, а осуществлять замену резиновых трубок вне зависимости от их технического состояния надо через каждые 125 тыс. км пробега транспортного средства.
Особенности технологии
Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.
Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В набор для развальцовки тормозных трубок, который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:
- труборез;
- штуцер, применяемый в качестве соединителя;
- клещи.
В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок
Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.
При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой
Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.
- Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
- При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
- Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
- Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
- Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.
Аккуратно укорачиваем трубку с помощью специального резака
После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.
- Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
- При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
- При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.
Сдавливаем плашку прессом, визуально следя за образованием грибка, и получаем качественно обжатую трубку
В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным.
Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться.
Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака
Таким образом, развальцевать трубки, используемые в тормозной системе автомобиля, несложно, если использовать для этого специальные инструменты и приспособления.
Выполняя такую развальцовку своими руками, вы не только экономите деньги, но и полностью контролируете процесс выполнения технологической операции, от результатов которой зависит работоспособность вашего транспортного средства.
В таких случаях всегда следует помнить о том, что автомобильный слесарь выполняет работу не для себя, поэтому и относится к ней соответственно. Чтобы не переживать за результаты самостоятельного ремонта своего транспортного средства, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:
- четкое следование инструкциям, в качестве которых может выступать и видео;
- использование для развальцовки только качественных инструментов, приспособлений и расходных материалов;
- строгий контроль на всех этапах выполнения ремонтных мероприятий.
Следуя данным рекомендациям, вы сможете не только качественно развальцевать тормозные трубки, но и выполнить многие другие работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом своего автомобиля, не переживая за результат этих мероприятий.
Развальцовка тормозной трубки в домашних условиях
Для обширной армии автомобилистов, привыкших выполнять ремонт машины самостоятельно, появление новых инструментов и приспособлений в арсенале уже имеющихся – само собой подразумевающаяся неизбежность. Сегодня речь пойдёт о ремонте тормозной системы, которая очень часто требует замены тормозных трубок.
Эти элементы больше других подвержены воздействию внешних факторов, что и сказывается на их состоянии. Но осуществить их замену можно только при наличии специализированного инструмента, с помощью которого выполняется развальцовка трубок. Нет инструмента – выполнить эту операцию не удастся. Это означает, что придётся всё же ехать на ближайший автосервис.
Или идти в автомагазин, чтобы стать обладателем ещё одного очень полезного приспособления.
Предназначение тормозных трубок
Любая гидравлическая система нуждается в наличии магистралей, по которым жидкость подаётся в рабочие механизмы. Тормозная система автомашины не является исключением, но здесь имеются свои особенности. Связаны они как с конструкцией тормозов, так и техническими характеристиками используемой рабочей жидкости, к которой предъявляются весьма жёсткие требования:
- она должна не закипать при температурах, превышающих 200 градусов;
- не терять текучесть в сорокаградусный мороз;
- не быть агрессивной к резиновым деталям тормозной системы;
- не приводить к коррозии.
Последний пункт особенно важен для тормозных трубок, являющихся неотъемлемой частью ТС современного автомобиля. Рассмотрим принцип работы типовой тормозной системы.
Алгоритм остановки транспортного средства связан с выполнением следующих действий:
- водитель при возникновении необходимости снизить скорость движения машины вплоть до полной её остановки нажимает с соответствующим усилием на педаль тормоза;
- шток педали напрямую воздействует на поршень главного тормозного цилиндра, приводя его в действие;
- поршень, двигаясь в цилиндре, воздействует на тормозную жидкость, создавая определенное явление;
- жидкость, сжимаемость которой близка к нулю, движется по магистрали и воздействует на тормозные цилиндры, расположенные на каждом из колёс;
- поршни передают импульс движения на тормозные колодки, которые, прижимаясь к дискам, и создают тормозное усилие, притормаживая вращение колёс.
В этой цепочке тормозные трубки являются составной частью гидромагистрали, по которой движется рабочая жидкость. Их задача – не допустить подтеканий ТЖ, поэтому особое значение приобретает качество их соединения с другими элементами тормозной системы. Вот для этого и используется технологическая операция, называемая развальцовкой.
Её сущность заключается в деформировании оконечного участка трубки таким образом, чтобы равномерно увеличить её диаметр (противоположная операция, заключающаяся в сужении диаметра кончика трубки, называется завальцовкой). Развальцовка нужна для того, чтобы обеспечить максимально герметичное соединение трубок друг с другом или трубки с коллектором.
Поскольку, как мы уже отмечали, тормозные трубки подвержены механическим воздействиям, они могут получить повреждение, ставшее причиной разгерметизации системы – в этом случае требуется немедленная операция по их замене. Естественный износ – более распространённая причина замены этой компоненты тормозной системы.
Сама процедура развальцовки трубки состоит из трёх этапов:
- определение требуемого зазора между трубной решёткой и кончиком трубки;
- развальцовка и трубки, и трубной решётки;
- снятие демпфирующей нагрузки с внутренних стенок трубки.
Технология деформации требует, чтобы металл тормозной трубки подвергался так называемой пластической деформации, а металл решётки – упругой деформации. Для обеспечения этого условия решётка изготовляется из более твёрдого металла, что позволяет после завершения этапа развальцовки трубной решётке целиком «обхватить» трубку.
Обеспечение требуемой герметичности такого соединения осуществляется посредством применения метода контактного давления, образующегося между наружными поверхностями контактирующих деталей. В некоторых случаях технология соединения развальцованных кончиков труб предполагает использование сварки – такой метод называют комбинированным.
В заводских условиях развальцовка осуществляется с применением специального станка, оснащённого приводом гидравлического, пневматического или электрического типа, предусматривающего возможность контроля за скоростью вращения. Именно на привод ложится задача обеспечения требуемой надёжности соединения.При замене тормозных трубок развальцовка осуществляется с использованием специального инструмента, который можно приобрести в автомагазине.
Когда требуется развальцовка тормозных трубок
Тормозная жидкость, обеспечивающая соблюдение ряда вышеописанных требований, обладает высокой гигроскопичностью, то есть способностью впитывать влагу. Это – расплата за уникальный комплекс характеристик, поэтому так важна полная герметичность магистрали.
Попадание в систему воздуха чревато тем, что под воздействием высокой температуры он существенно увеличивает сжимаемость жидкости. А это означает, что нажатие на педаль тормоза приведёт к собственно торможению с некоторой задержкой, что недопустимо из соображений безопасности движения.
И чем больше воздуха будет в системе, тем ощутимее будет задержка.
Проявляется разгерметизация вполне определённой симптоматикой – существенным увеличением тормозного пути, провалами педали и появлением посторонних звуков при торможении.
Утечка жидкости обычно сопровождается перегревом тормозных барабанов, поскольку температура кипения жидкости, разбавленной воздухом, заметно падает. Как следствие, тормозные колодки начинают изнашиваться более интенсивно и, что особенно неприятно, неравномерно.
Ещё один явный признак нарушения целостности тормозной магистрали – уход автомобиля при торможении от первоначальной траектории движения.
Отметим, что поломка тормозных трубок (вернее, необходимость их замены) может быть вызвана и другими причинами:
- деформация и трещины шестигранной головки;
- засорение резьбовых соединений;
- закоксовка тормозной жидкости в местах сопряжений.
От подобных неприятностей не застрахован ни один автомобиль, поэтому так важно периодически (минимум раз в год) проводить тестирование тормозной системы в целом. Диагностика составных частей тормозной магистрали должна осуществляться каждые 50 тысяч километров, регламентная замена резиновых шлангов и трубок производится каждые 125 тысяч километров, причём независимо от их состояния.
А поскольку замена этих элементов требует специальной обработки, рассмотрим, как развальцевать тормозную трубку своими руками и какие инструменты для этого потребуются.
Самостоятельная развальцовка
В промышленных условиях для развальцовки труб используются специальные высокопрочные валы, при этом профиль оконечности труб формируется в результате многократной их прокатки. Такой вальцовочный станок позволяет выполнить деформацию максимально точно и равномерно.
При самостоятельно развальцовке обычно используют наборы, которые можно приобрести через интернет или в специализированных магазинах. Такой комплект включает в себя труборез, зажим, а также штампы с отверстиями разных диаметров (с метрическим или дюймовым обозначением размеров) для развальцовки с применением конусного винта.
Многие автовладельцы, чтобы в домашних условиях развальцевать тормозную трубку, используют более примитивный способ, не требующий приобретения вышеописанного приспособления – коническую болванку с нужным углом.
Если трубка изготовлена из меди (такие сейчас встретишь не часто – производители в целях экономии массово переходят на металл), она обладает достаточной пластичностью для выполнения такой операции своими силами.
Но от вас потребуется не просто сила, а точно дозированные усилия при натяжке кончика медной трубки на конус.
Любой перекос при ударе – и результат может оказаться неудовлетворительным: от разрыва вальцуемой поверхности в месте, на которое пришёлся более сильный удар, до замятия слишком истончённой при такой обработке поверхности. Так что данный способ вряд ли можно рекомендовать в качестве приемлемого – к нему следует прибегать только в случае крайней необходимости.
Гораздо более предсказуемые результаты получаются при использовании экспандера. Здесь также нужно будет применять физическую силу, но сам процесс упрощается, поскольку натяжка трубы на одну из сменных насадок осуществляется с помощью вращающейся рукоятки.
Экспандер для труб
Экспандер позволяет развальцевать трубку до нужного диаметра достаточно быстро, всего за один подход, однако и здесь стопроцентный результат не гарантирован. Главный залог успеха – качество самой трубки.
Если оно плохое, то есть стенки не идеально ровные (имеют разную толщину на определенном участке, подвергающимся обработке), то и в этом случае тонкие стенки растянутся больше, толстые – меньше, и в результате развальцовка получится не идеальной.Попытки «дожать» соединение могут закончиться плачевно – его поломкой или смятием.
Классический инструмент для развальцовки тормозных трубок представляет собой комплект валиков, произведённых из твёрдосплавных материалов. Валики прокатываются по поверхности обрабатываемой трубы, каждый раз с всё большим усилием.
В результате развальцовка производится плавно, а все те неприятности, которые характерны для более примитивных инструментов, здесь невозможны.
Каждый новый оборот валики увеличивают диаметр заготовки на минимальную величину, и такая постепенная растяжка переносится металлом очень хорошо.
https://www.youtube.com/watch?v=2DO9mWpHpEY
Подобный метод применим даже в отношении неидеальной заготовки, поскольку при наличии участков с более толстыми стенками они раскатываются до требуемой величины, при этом поверхность трубки становится ровной и гладкой, без каких-либо дефектов и шероховатостей.
Ещё один распространённый метод развальцовки – использование твёрдотельного конуса, который вдавливается с определённым усилием в трубку, предварительно укреплённую в тисках. Качество такого способа сравнимо с использованием валов, но здесь важно остановиться именно на той глубине вжатия, которая соответствует нужному диаметру развальцовки.
Безусловно, идеальным решением было бы приобретение готового станка заводского изготовления. Но если вы относитесь к категории умельцев, старающихся всё сделать самостоятельно, в том числе и редко используемые инструменты, развальцеватель для медных трубок тоже можно изготовить в домашних условиях. Без этого инструмента обеспечить надёжное соединение тормозных трубок не получится.
Набор для развальцовки и резки трубок
Главное условие – металлические заготовки должны быть прочными, это позволит использовать приспособление на протяжении десятилетий. Конструкция такого развальцовщика довольно проста – она представляет собой станину, изготовленную из двух равных по размерам уголков.
Нам потребуются следующие инструменты и материалы:
- сверлильный станок;
- станок для заточки;
- болгарка;
- уголки (100 х 32 х 5 мм., 2 шт.);
- оправки (можно изготовить самостоятельно или попросить выточить у знакомого токаря);
- болты М8 (2 шт.).
Сам инструмент для развальцовки делается очень просто: оба уголка скрепляются с помощью болтового соединения, после чего в основании станины просверливаются отверстия, на краю которых делается фаска. Подобный инструмент позволит вам производить почти идеальную развальцовку тормозных трубок, независимо от их длины.
Алгоритм обработки труб таким самодельным приспособлением практически не отличается от способа развальцовки с использованием покупного заводского станка:
- устанавливаем заготовку в держатель и фиксируем её таким образом, чтобы внешний край, подвергающийся обработке, выступал за края примерно на 5-6 миллиметров;
- устанавливаем на трубку конус подходящего диаметра;
- после того, как одеты штуцеры, убеждаемся, что направление резьбы оказалось разнонаправленным (если смотреть со стороны кончика заготовки, резьба должна быть направленной друг от друга);
- начинаем вкручивать в заготовку конус, что приведёт к равномерному расплющиванию края трубки. Работать нужно не спеша, следя за тем, чтобы конус не перешёл вглубь дальше положенного значения;
- вынимаем деталь, аккуратно избавляемся от заусениц.
В итоге получаем аккуратную, качественно развальцованную деталь, которую можно использовать по прямому предназначению. Возможно, первый опыт может оказаться не слишком удачным, но, наловчившись, вы сможете обрабатывать края тормозных трубок столь же хорошо, как и с использованием заводских инструментов.
Плюсы и минусы развальцовки трубок своими руками
Можно не сомневаться, что, работая для себя, вы отнесётесь ко всем этапам технологического процесса с максимально возможной ответственностью и усердием. Разумеется, при этом вам не нужно будет куда-то ехать и кому-то платить за выполнение подобной работы.
Но есть и очевидные минусы – мы уже приводили примерные сроки регламентной замены тормозных трубок.
А поскольку они выходят из строя относительно редко, вполне возможно, что приобретённым или изготовленным самостоятельно инструментов вам доведётся воспользоваться один, от силы два раза.
Впрочем, если вы являетесь обладателем сильно изношенного авто, вполне вероятно, что замену трубок придётся производить намного чаще.Осуществлять развальцовку тормозных трубок своими руками – задача несложная, но при условии наличия специализированного инструмента. А что выгодней – покупать его, изготавливать самостоятельно, или всё же отнести трубки специалистам, вы должны решить сами. Главное – чтобы тормозная система вашего автомобиля всегда находилась в идеальном состоянии.
Как развальцевать стальную тормозную трубку своими руками?
Конь-то не железный. Хоть его так и называют пенсионеры, но автомобиль только частично состоит из стали. Остальное — пластик, резина, стекло и цветные металлы, к которым нужно особенное отношение. Сегодня мы поговорим о том, как правильно обращаться с медными и алюминиевыми трубками, которыми просто исполосована современная машина.
Трубки из цветного металла в системах автомобиля
Радиаторы пока трогать не будем, это тема отдельная. Поинтересуемся трубками, которые отвечают за работу тормозной и топливных систем автомобиля.
Гнилые тормозные трубки — это проблема не только старых советских автомобилей, но и более новых иномарок, которые проездили по дорогам, щедро посыпанным солью и всякой химией несколько лет. Трубки приходят в негодность в первую очередь из-за того, что на них влияет агрессивная химическая среда.
Зимой у нас под колесами этой среды — полно. При человеческом дорожном покрытии соль сходит с дорог вместе со снегом, а при наших дорогах, может пролежать до следующей зимы.
Причины поломок трубок тормозов
Но не только в этом причина износа герметичных трубок. От соли они только гниют, а от постоянных сильных перетяжек штуцеров, неправильной фиксации, изломов и перегибов, получают сильные механические повреждения, несовместимые с жизнью.
Вина в этом не трубок, а горе-мастеров, которые не умеют правильно обращаться с мягким или хрупким металлом. Так или иначе, а приходит время замены трубок, и если нужная конфигурация не найдена, что почти невозможно, тогда приходится делать трубку самостоятельно. Отрезать нужный кусок, одевать штуцеры и развальцовывать.
А это нужно уметь. Развальцовка тормозных трубок своими руками — задача не сложная, быстрая, и недорогая.
Набор для развальцовки тормозных трубок
Голыми руками не получится подготовить медную трубку к использованию. Для этого нужно иметь хотя бы минимальные приспособления. Металл хоть и мягкий, но торец трубки должен точно соответствовать посадочному конусу, иначе герметичности системы мы не добьемся.
В идеале, для развальцовки трубок используют станок, который нужно покупать, но если у нас есть возможность, можно воспользоваться самодельным набором, который сделав один раз, мы будем использовать долгие годы. А пригодится он не раз, поверьте. Вот его чертеж.
Ничего сложного он собой не представляет. Это станина, выполненная из двух уголков толщиной 5мм и полкой 32 мм. Длина каждого уголка — 100 мм. На чертеже видно, что набор приспособлен для трубок диаметром 9 и 12 мм. Сама станина выполняется за десять минут при наличии заточного станка, сверлильного станка и болгарки.
Оба уголка скреплены двумя болтами М8, отверстия и фаски в них просверливаются в собранном виде. Оправки придется или заказывать у токаря, что совсем не проблематично, или вытачивать самому. Зато с помощью такого набора любая трубка превращается в идеально подготовленную деталь.
Процесс развальцовки происходит точно так же, как и с применением станка, о котором мы расскажем дальше.
Станок для развальцовки тормозных трубок
самый простой станок для развальцовки трубок обойдется вам в 600-700 рублей. Но это будет не самое качественное изделие. Мы бы рекомендовали не опускаться ниже 1800, иначе есть шанс потратить деньги зря. Несколько наборов и станков мы показали на фото. Один из них подороже, второй подешевле, но суть у них одна.
Состоит станок из планки, которая удерживает рубку. Собственно, наш самодельный набор тоже имеет такую же структуру, только в фирменные наборы входят в обязательном порядке:
- сама планка для фиксации трубок;
- станок с углом развальцовки 45 градусов;
- набор сменных штампов из прочной закаленной стали;
- резак для трубок.
Более дорогие модели имеют еще большее оснащение, но мы рассмотрим только самые минимальные комплектации.
Развальцовка может быть трех видов, но первые два нас интересуют мало, потому что применяются в основном в холодильниках и кондиционерах. Развальцовка происходит следующим образом:
- Зажимаем трубку в держателе так, чтобы она выступала за его край на 5-6 мм.
- Устанавливаем вместо конуса штамп, подходящий нам по диаметру трубки.
- Вкручиваем штамп и расплющиваем самый торец медной трубки.
- Не забываем одеть штуцеры, причем резьба должна быть направлена друг от друга к концам трубки.
- Удаляем штамп и меняем его на конус.
- Вкручиваем конус аккуратно и постепенно.
- Вынимаем трубку, проводим внимательный осмотр, если нужно зачищаем.
Таким образом, получаем аккуратную развальцованную тормозную трубку, которой можно смело заменять старую, вышедшую из строя. Мы не можем сказать, что станок для развальцовки трубок должен быть в каждом гараже, но как правило, самые ценные вещи это те, которые не всегда под рукой. Следите за состоянием тормозной системы, и удачи на дорогах!
Как развальцевать стальную трубку — Справочник металлиста
Каждый автолюбитель должен немного разбираться в конструкции своей машины, чтобы уметь в случае ремонта устранить неисправность своими руками, если есть такая возможность.
Особенно это касается тормозной системы. Часто, при её поломках требуется развальцовка тормозных трубок, по которым жидкость передаётся, при нажатии на педаль, от цилиндра к колодкам.
Признаки замены
Определить неисправность трубок самостоятельно можно при следующих признаках:
- Вытекание тормозной жидкости из системы;
- Перегрев тормозных барабанов;
- Скрип при нажатии на педаль;
- Увеличение хода тормозной педали;
- Тормозной путь становится длиннее;
- Износ колодок происходит неравномерно.
Причины замены
- Возникновения коррозии;
- Образований трещин;
- Закисленность резьбы;
- Воздействия внешней среды;
- Плохое крепление.
Станок для развальцовки
Конечно, при неисправности трубок, можно отогнать машину на СТО и доверить ремонт специалистам.
Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому? Для этого необходимо приобрести инструмент для развальцовывания в специализированных магазинах или заказать по интернету.
Он бывает для дюймовой или метрической резьбы. В набор входит труборез, приспособление, клещи, зажим, штампы под разные диаметры трубок для развальцовки грибком.
При покупке инструмента следует обращать внимание на производителя и стоимость. Самые дешёвые наборы лучше не покупать, так как их качество не способствует долгой эксплуатации. Этот способ ремонта является менее затратным чем в автомастерской, и сравнительно лёгким.
Самодельное приспособление для ремонта тормозных трубок
Ещё более дешёвым методом является изготовление самодельного устройства. При желании и минимальных навыках работать руками, ничего сложного в этом нет.
Для начала необходимо изготовить основание (станину) для крепления трубок. Можно собрать её из двух стальных уголков.
Уголки нарезать нужной длины шлифовальной машинкой, просверлить в них два отверстия для крепления болтами. Это делается за 15 минут.Собрав станину нужно сделать отверстия под трубку, и снять фаски на сверлильном станке или дрелью. Самым сложным является изготовление пуансонов (оправок). Можно заказать их знакомому токарю.
Процесс развальцовки тормозных трубок своими руками
Сначала необходимо определить степень поломки трубки и возможность ремонта. Для этого откручиваем её от суппорта или тормозного цилиндра.
Если можно удалить повреждённый участок, сохранив при этом нужную длину, обрезаем этот кусок труборезом. После этого обрабатываем бензином оставшуюся часть, зажимаем клещами и снимаем внутреннюю фаску дрелью.
При невозможности провести ремонт, покупаем трубку в магазине.
Инструкция по ремонту трубки своими руками:
- Устанавливаем трубку в приспособлении (основании). Необходимо, чтобы конец выступал на 5 мм за край;
- Меняем конус на штамп, необходимый под диаметр трубки;
- Закручиваем штамп;
- Вкручиваем штамп и расплющиваем слегка торец медной трубки;
- Одеваем штуцеры. Обязательно не забыть, а то придётся все переделывать;
- Снимаем штамп и меняем на инструмент в форме конуса;
- Аккуратно не торопясь, закручиваем;
- Вытаскиваем трубку и если необходимо зачищаем.
На выходе имеем новую тормозную трубку под конус. Развальцевать трубку можно и другим способом, называемым «грибок». Обычно на автомобилях европейского производства применяют развальцовку «грибком», а на японских моделях и других азиатских используется «конус». Чтобы развальцевать под «грибок» нужно просто не снимать необходимый штамп.
Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки
К плюсам развальцовки своими руками можно отнести то, что вы отнесётесь к работе ответственно и серьёзно и будете уверены в качестве выполненной работы. Нет необходимости платить кому-то за работу, часто необоснованную цену.
Из минусов стоит отметить, что тормозные трубки не очень часто выходят из строя и ваш инструмент может понадобиться всего один раз. Исключение если вы покупаете подержанные автомобили с большим пробегом, которые содержались в плохих, неблагоприятных условиях или были в авариях и довольно часто их меняете.
Делать ремонт своими руками по инструкции или доверить специалистам приходится решать каждому человеку индивидуально, но следить за состоянием тормозной системы и трубок, в том числе необходимо всегда!
статьи!
Как самостоятельно развальцевать тормозную трубку
Что бы иметь ясную картину, для чего нужны и какую роль выполняют тормозные трубки, не нужно их рассматривать как отдельный элемент, необходимо ознакомиться со всей тормозной системой автомобиля. Таким образом, поняв работу системы в целом, будет ясна задача трубок.
Система торможения, поверхностно, работает таким образом: при необходимости сбавить скорость или резком торможении, водитель выжимает соответственную педаль, и поршень, находящийся в главном цилиндре, под высоким давлением, начинает гнать жидкость по специальным путям.
Само же торможение или полная остановка авто происходит в момент, в момент преобразования усилий давления жидкости на цилиндры колес в сопротивление тормозных колодок.
Так вот, пути, по которым поршень гонит жидкость к колесам состоят из тормозных трубок и шлангов.
Выход из строя любой детали системы проводит в поломке всей системы торможения, и следовательно, ваш автомобиль становиться не пригодным для эксплуатации.
Когда требуется развальцовка?
При плохой передачи жидкости по трубкам торможение автомобиля происходит с опозданием, и тормозной путь увеличивается почти вдвое.
Также в работе системы, особо заметно при нажатии педали тормоза, появляется посторонние звуки, а также некие пульсирующие движения.
Движение педали, во время нажатия на нее, покажется вам немного свободным, это очень характерно при нарушении работы тормозной системы, а именно тормозных трубок и шлангов.
Также, одной из причин неисправной работы трубочек, является видимая утечка жидкости и тормозной системы. Эта утечка приведет к перегреванию тормозных барабанов и к неравномерному изнашиванию тормозных колодок. Еще одним признаком может быть не привычное поведение автомобиля во время нажатия на педаль, а именно, автомобиль немного уходит в сторону.
Конечно, это косвенная причина, но, как утверждают специалисты, она может указывать на неисправность трубочек.
Самым явным симптомом того, что трубки начинают или уже износились и пора заниматься развальцовкой – увеличение тормозного пути.
Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:
- разрушения структуры шестигранной головки;
- попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.
Выше указанные неприятности наносят очень большой вред не только элементам, но всей системе.
Если владелец хочет уберечь машину от такого рода неприятностей ему следует помнить, что необходимо хотя бы один раз в год проходить тестирование тормозной системы автомобиля.
Если приравнивать элементы и саму систему к километражу, то диагностика обязательно проводиться каждые 50000 километров, а детали, в частности резиновые трубки, меняются после 125 тысяч километров, не зависимо от того каком техническом они состоянии.
Инструкция развальцовки
Далеко не у каждого водителя ремонт машины вызывает приятные чувства.
Развальцовка тормозных трубок своими руками, плюсы и минусы, порядок работ
Развальцовка тормозных трубок — это процесс, осуществление которого может в любой момент понадобиться тому, кто имеет личный автомобиль.
Безусловно, выполнение этой и любой другой процедуры, сопряжённой с технологическим сервисом и ремонтом транспортного средства, всегда можно поручить грамотным профессионалам СТО, однако многочисленные водители идут иным путём и стремятся сделать все собственными руками.
Любой владелец вправе решать, кому доверять техническое обслуживание своего автотранспортного средства, при этом многие из проблем полностью можно урегулировать самостоятельно.
Чтобы иметь понятную картину, для чего нужны и какую функцию выполняют тормозные трубки, не нужно их расценивать как самостоятельный компонент, следует познакомиться со всей системой автомобиля.
Система автомобильного торможения функционирует таким образом: при необходимости уменьшения скорости либо при внезапном торможении шофёр выкручивает соответствующей рычаг, и поршень, пребывающий в основном цилиндре под большим нажимом, начинает отгонять жидкость по особым путям.
Само же торможение либо абсолютная остановка автомобиля совершается в момент переустройства усилий давления жидкости на цилиндры колёс в противодействие тормозных колодок.
Так вот, пути, по которым поршень прогоняет жидкость к колёсам, состоят из трубок и шлангов.
Вывод из режима работы детали приводит к неисправности целой системы торможения, и ваш автомобиль оказываться непригодным для эксплуатации.
Неисправности трубок
При плохой передаче жидкости по трубкам торможение авто совершается с запозданием, и тормозной путь возрастает практически в два раза. Кроме того, в работе системы, наиболее часто при нажатии педали тормоза, возникают посторонние звуки и некоторые импульсные перемещения.
Причиной повреждения трубок является потеря жидкости в тормозной системе. Эта потеря повергнет к перегреванию тормозных барабанов и к неровному изнашиванию колодок.
Ещё одним показателем может быть необычное поведение авто в период нажатия на рычаг, а именно: автомобиль немного отходит в сторону.
Конечно, это не прямая причина, однако, как заявляют профессионалы, она может указывать на поломку трубок.
Каждый автомобилист должен немного ориентироваться в конструкции собственной машины, чтобы уметь в случае ремонтных работ ликвидировать поломку собственными руками, если есть такая возможность. В особенности это относится к автотормозной системе. Зачастую при ее неисправностях необходима развальцовка труб, по которым жидкость переходит, при нажатии на рычаг, от цилиндра к колодкам.
Определить поломку самостоятельно можно в следующих ситуациях:
- Утечка жидкости из системы.
- Перегревание барабанов.
- Скрип при нажатии на рычаг.
- Увеличение хода автотормозной педали.
- Тормозной путь делается продолжительнее.
- Изнашивание колодок происходит скачкообразно.
Очевидным признаком того, что трубки износились и пора делать развальцовку, будет повышение тормозного пути.
Отмеченные проблемы наносят весьма высокий ущерб не только отдельным составляющим, но и целой системе. В случае если собственник желает защитить автомобиль от проблем, ему необходимо помнить, что следует хотя бы раз в год проходить тестирование автотормозной системы.
Развальцовка труб — это не особо приятная работа, однако и не очень сложная. Наиболее важное, что развальцевать можно своими руками. Для высококачественного исполнения этой работы необходимо купить специальное приспособление, именуемое «развальцовщиком».
Такой комплект для развальцовки трубок имеет приемлемую цену, и в нем можно увидеть:
- труборез;
- штуцер;
- клещи;
- штампы.
Можно купить набор в любом автомобильном магазине, его стоимость — копейки по сравнению со стоимостью работы на станции технического обслуживания.
При приобретении прибора для развальцовки необходимо концентрировать внимание на изготовителе и стоимости. Наиболее дешёвые комплекты лучше не приобретать, так как их качество не способствует продолжительной эксплуатации. Этот метод ремонтных работ обойдётся дешевле, чем в автомастерской.
Виновником внепланового износа патрубков считаются коммунальные службы.
Разные химические реагенты и соли, щедро рассыпаемые для борьбы, к примеру, с гололёдом, в несколько раз стимулируют ржавление сплава и сокращают отпущенную производителем продолжительность работы многочисленных элементов.И ещё один фактор, заставляющий часто заниматься тормозной системой, — печально прославленные отечественные дороги. При нагрузке трубки деформируются и лопаются. Все совместно приводит к тому, что составляющие выходят быстро из строя.
Порядок работ
- Труборезом отрезается необходимый кусок трубки.
- Она прижимается держателем так, чтобы край выступал за него на 5−6 мм.
- Взамен конуса устанавливается штамп, соответствующий по сечению трубке.
- Внутренняя кромка трубы зачищается чем-то заострённым, вполне сгодится и обыкновенный ножик.
- Торец немножко подпиливается напильником.
- Надевается штуцер. Резьба гайки должна быть ориентирована к концу трубки, а не к ее телу.
- Печать вкручивается с расплющиванием окончания трубки. Здесь главное — не переусердствовать и не плющить очень глубоко.
- Штамп сбивается, и вместо него устанавливается конус. Его необходимо вкручивать осторожно и без перекосов.
- Итогом должна стать окольцованная гайкой трубка с держателем на конце.
- Отделанная трубка устанавливается вместо сломанной части, в систему заливается тормозная жидкость, далее прогоняется по ней.
- Автомобиль и система испытываются на неполадки.
Выяснив, как самостоятельно развальцевать патрубки, обеспечьте себя минимальным количеством аналогичных работ на будущее. Для этого установите на специальное место медную трубку. Уверяем, что вспоминать о развальцовке вам нужно будет гораздо реже.
Даже при весьма активной эксплуатации машины ранее чем через 3 года она вам не потребуется.