Как сделать своими руками споттер
Как сделать споттер своими руками по чертежам
Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля.
Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат.
Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.
Споттер, его применение и конструкция
Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.
В частности, он используется в таких целях:
- рихтовка кузова;
- выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.
Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля.
При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу.
Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.
Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.
Выглядит это следующим образом:
- обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
- ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.
Самый простой споттер имеет 2 режима:
- временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
- сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.
Точечная сварка на основе инвертора
Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.
Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.
Инверторное устройство
Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.
Включает она в себя следующие элементы:
- инверторная сварка;
- реле трёхстороннее.
Для того чтобы собрать его, понадобятся такие детали:
- 200 вольтовый тиристор;
- трансформатор, который регулирует напряжение и понижает его до 12 вольт;
- реле (30 ампер);
- диодный мост;
- контактная группа;
- кнопка для управления.
С помощью диодного моста происходит подключение трансформатора к сети, а к мосту подсоединяется тиристор.
Споттер работает по следующему алгоритму:
- нажимается кнопка питания, запускается конденсатор и на незначительное время тиристор и резистор;
- в последующем с помощью диодов подаётся напряжение на трансформаторную обмотку;
- дальше электрод (направляющая) сваривается с поверхностью автомобиля;
- при разрядке конденсатора закрывается тиристор, а трансформатор теряет ток;
- работа аппарата завершена, и только конденсатор продолжает заряжаться от трансформатора для дальнейшей работы.
В качестве альтернативы тиристоры и диодный мост заменяются симистрами. Конструкцию самодельного споттера необходимо тщательно рассчитать для его правильной работы. Он должен работать без перебоев даже с минимальными вложениями.
Необходимые материалы для работы
Для сбора аппарата нужно до 40 кубических сантиметров металла. По периметру тиристора перегревы случаются редко, чаще всего они возникают после кабеля. Шток устройства тоже может сильно нагреваться, поэтому желательно его делать из латуни.
Кабель аппарата должен быть с сечением 70 кв. миллиметров, а для длины молотка его достаточно 2 метров. Также необходимо обустроить импульсное управление.
Для начала следует вместе с медной шиной обмотать трансформатор вторичной обмоткой. Она может быть и алюминиевая. После этого нужно ещё два раза намотать слои обмотки. В результате должна получиться обмотка на 250 квадратных миллиметра (5 обмоток с шестью витками).
Также необходимо уделять большое внимание внешней части молотка (электрода). Как правило, в качестве рукоятки используют строительный пистолет для клея, а провод для него требуется термоизоляционный. Следует учитывать и то, что при работе изоляционная обмотка будет стягиваться.
Технические характеристики
Обратный молоток для кузовного ремонта, изготовленный из инвертора, имеет ряд особенностей. Технические характеристики у разных моделей могут отличаться, но функции и назначения у них похожи.
И у самодельного, и заводского устройства, которое имеет промышленное назначение, есть свои важные функции:
- крепление шайб к поверхности с помощью споттера;
- сварка происходит точечно с помощью электрода, который и вытягивает поверхность автомобиля;
- наличие возможности прогревания деталей, их выравнивание и охлаждение;
- простая конструкция аппарата делает его удобным в использовании;
- два режима работы — один кратковременный с регуляцией времени, а второй постоянный;
- наличие автоматической системы регулировки температуры, которая заключается в отключении прибора и охлаждении детали при высокой температуре, а также включении сварки при необходимости.
Технические характеристики самодельного устройства следующие:
- наличие напряжения в сети 220 вольт для соответствующей работы аппарата;
- частота работы 50 Гц.;
- максимальная мощность 10 кВт;
- максимальный ток 1250 А;
- вторичная обмотка должна иметь максимальное напряжение 9 В ;
- установленное время до 1.1 секунды;
- два режима работы: один для точечной сварки с таймером, а второй постоянный, для обычной;
- при точечной сварке максимальная сила тока должна быть не более 15 процентов от максимальной при сварке металла;
- при угольной сварке максимальный процент не должен превышать 75%;
- игла споттера и его шайба должны иметь силу тяги от 100 килограмм для нормальной работы;
- размеры изделия 295х830х375 миллиметров;
- максимальный вес всего устройства — 31 килограмм.
Как работать споттером с металлом
Есть технология работы таким аппаратом, которая используется мастерами уже длительное время.
Она применяется для кузовных работ по автомобилю, устранению деформированных частей в труднодоступных местах.
Как правило, подобные работы проводятся с дверьми автомобиля и его крыльями для того, чтобы не снимать такие детали полностью. Технология может применяться везде, где есть деформация поверхности внутрь.
Иногда начинающие мастера интересуются тем, как сделать самодельный аккумулятор и споттер.
Точечная сварка из аккумулятора выполняется с помощью поступления тока в электрод, сваривания его с поверхностью, выравнивания поверхности пистолетом и простукивания молотком периметра вокруг повреждённого участка для его фиксации на нужном месте. Благодаря такому способу деформированную часть можно быстро выровнять и поставить в исходное положение. Втягивать нужно аккуратно.
После выравнивания деформированная поверхность шлифуется до того момента, когда сварочные точки от крепления будут удалены, а поверхность станет гладкой. Не нужно забывать об обязательном заземлении устройства. Также с аккумулятора должна быть снята минусовая клемма.
Технология работы со споттером выглядит так:
- повреждённую поверхность необходимо зачистить до первого появления «голого» металла;
- к деформированной поверхности прикрепляется минусовой контакт;
- электрод сваривается с рабочей поверхностью;
- вытягивание повреждённой поверхности на нужное место;
- приваренный электрод удаляется с поверхности вращательными движениями;
- зачистка поверхности от работы сварки и её подготовка к шпаклёвке.
Для работы с таким устройством, независимо от того, заводское оно или самодельное, необходимо иметь минимальный опыт работы со сваркой. Важным является соблюдение правил работы с подобным прибором.
Это позволит рихтовать повреждённую поверхность быстро, качественно и, главное, безопасно. Споттер — это незаменимый инструмент для деформированных поверхностей автомобиля, которые требуют точечного ремонта.
Такой аппарат можно собрать самому и не тратить деньги на дорогие заводские модели.
Споттер своими руками: описание и принцип действия прибора (100 фото)
Практический каждый может собрать самодельный сварочный споттер, не нужно быть специалистом в области электротехники или механики. Точечная сварка споттером активнее всего применяется при исправлении вмятин на кузовах автомобилей.
Принципиальная схема
Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.
Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.
Необходимые материалы для сборки
- Сварочный трансформатор;
- Питающий трансформатор;
- Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
- Набор диодов (12В);
- Тиристор (молоток);
- Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.
Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор.
При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.
Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.
Для этой цели подойдут:
- Картон или бумага;
- Лакоткань;
- Пропитанная парафином ветошь.
Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.
Изготовление корпуса
Первое, за что стоит взяться это за изготовления основы для закрепления самодельного споттера. Для нее лучше выбрать материал на основе диэлектрика. Для изготовления неподходящего корпуса, лучше составить подробный чертеж, и указать расположение основных узлов конструкции.
Хорошим вариантом для корпуса может послужить старая микроволновка или сварочный аппарат. Нужно удалить лишнее оборудование и поместить новое, так, чтобы нагрузка была равномерно распределена по объему короба. Если вы планируете часто перемещать споттер, можно установить колесики на нижней части корпуса.
Комплектующие
Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:
- Пистолет-манипулятор;
- Сварочные кабели;
- Обратный молоток (инопуллер).
Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.
Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.
Рабочий пистолет
Если вы планируете регулярно использовать споттер, то лучшим решением будет приобретение заводского пистолета.
Это обуславливается тем, что пистолет является главным рабочим элементом, и будет постоянно подвергаться воздействию высоких токов, а при неисправности может причинить вред человеку, использующему его.
Но если применение будет ограниченно частными случаями, вполне возможно изготовить его собственноручно.
Для основы можно взять стандартный клеевой пистолет или манипулятор со старого сварочного аппарата. Нужно изготовить изолированную рукоятку для манипулятора, для этой цели отлично подойдет текстолит, из которого нужно вырезать две симметричные прямоугольные части.В ручке необходимо установить кронштейн для крепления электрода от рабочего кабеля. Также при желании можно оснастить ручку лампочками, которые будут сигнализировать о наличии напряжения.
Для создания кронштейна идеально подойдет медный пруток. С ним будет соединен электрод от рабочего кабеля, лучше чтобы данный электрод можно было вынимать из устройства, не прибегая к разбору рукоятки.
Самодельный обратный молоток
Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.
Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.
В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.
Фото споттера своими руками
Также рекомендуем просмотреть:
Помогите сайту, поделитесь в соцсетях 😉
Споттер своими руками: подробные инструкции по сборке
Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей.
Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.
guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.
Прибор точечной сварки промышленного производства
Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле.
Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки.
Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.
Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.
Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.
Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.
Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.
От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.
Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл.
Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд.
Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.
К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.
Рабочая схема споттера
Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.
Схема блока питания.
Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост.
Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.
Принципиальная схема работы споттера
Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.
Споттер для кузовного ремонта своими руками
Наконечник споттера похож на пистолет, в ручном режиме с его помощью можно регулировать время, которое необходимо для правки детали, для этого достаточно просто выжать кнопку и не отпускать ее.
Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из отслуживших своё приборов. Рассмотрим подробно каждый вариант сборки.
Подбираем комплектующие
и самая сложная часть работы – подобрать правильный трансформатор. Для создания необходимого токового импульса нужен трансформатор на 1500 А. Если у вас такого нет под рукой, чуть позже расскажем, как сделать его самостоятельно.
Кроме этой важнейшей детали для сборки споттера потребуются: обратный молоток, блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.
Как правильно переделать трансформатор для споттера
Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод. Рассмотрим порядок работ более подробно.
Иллюстрация | Описание действия |
Для работы используем 2 пустые болванки от катушек, наша задача их соединить в одну | |
Отрезаем выступающие боковые части с двух катушек, склеиваем секундным клеем, обматываем тканью и заливаем лаком. Углы проклеиваем картоном. Это сделано для того, чтобы при намотке не перегибало провод. У нас получилась одна большая болванка. | |
Начинаем намотку проводом в несколько слоев, диаметр 1,1 мм. В нашем случае получилось около 112 витков на ряд. Каждый слой прокладываем изоляционной бумагой. Это сведет к минимуму риски межвитковых замыканий. | |
Делаем ответвление. Их будет три штуки. Можно менять напряжение на вторичке не сматывая ее. Это слегка увеличит нагрузку на первичку, но для кратковременных работ, к примеру, переключения тока с 3 Вольт, на 5-ть вполне подойдет. | |
Выводим провода из катушки |
Важно! Длина выходящих концов вторичной обмотки трансформатора должна предусматривать возможность её подсоединения к выходным клеммам, а первичной – для подключения к электрической цепи аппарата. Трансформатор, который вы изготовили, желательно пропитать шеллаком.
Если вы хотите получить дополнительные знания, как правильно намотать трансформатор для споттера, посмотрите это видео
Изготовление блока управления
задача при сборке блока управления – корректно соединить перемычки для разрыва контактов первичной сети. Основные схемы мы привели ранее. Кроме того, в блок управления заводятся провода, контакты для пусковой кнопки, а также других переключателей, необходимых для работы.
Выбор корпуса споттера и силового провода
Несмотря на то, что вы делаете самодельный инструмент, необходимо позаботиться об эстетике. Поэтому корпус агрегата (то, на что будут обращать свое внимание те, кто будут обращаться к вам за помощью), важно сделать функциональным и удобным. Заранее продумайте, какие управляющие элементы и где вы хотите разместить.
Пример расположения элементов управления на корпусе самодельного споттера: 1 – кнопка включения и выключения прибора, 2 – регулятор силы тока, 3 – регулятор импульса, 4 – рычаг переключения из ручного в автоматический режим, 5 и 6 – сварочные кабели.
Корпус для споттера может быть выполнен из разных материалов: металла, пластика и даже дерева. Некоторые мастера используют системный блок для ПК. Это достаточно удобно, так как в нём уже имеется возможность установить микросхемы и кулеры. Иногда в качестве защиты используется деревянный короб с откидной крышкой.
В некоторых моделях предусмотрена выдвигающаяся телескопическая ручка для переноски.
задача – обеспечить возможность вскрытия коробки и доступ ко всем элементам управления в любой момент. Габариты корпуса выбираются индивидуально, лучше обработать конструкцию диэлектрическим материалом.
На обратной стороне кабеля для массы можно установить быстрозажимной элемент (крокодил) или оснастить его клеммой для резьбового крепления.Особое внимание следует обратить на качество сварочного кабеля.
Расчет длины производится по такому принципу. На каждые 10 А максимально допустимого тока, который выдаёт споттер, должно приходиться 1 мм² сечения кабеля.
Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м.
Изготовление рабочего сварочного пистолета – подробная фото и видеоинструкция
Сварочный пистолет – один из важнейших элементов споттера. Если вы планируете достаточно активно использовать прибор, то лучше купить готовый образец. Но для работ небольшого объёма вполне подойдёт самодельный агрегат.
Особенность пистолета в том, что он может совмещать в себя одну или несколько функций: использоваться как сварочный аппарат, как обратный молоток.
Некоторые умельцы как могут упрощают и ускоряют себе работу. Рассмотрим,как работает одно из таких устройств, наиболее интересное на наш взгляд – пистолет для приваривания шайб с помощью споттера.
Иллюстрация | Описание действия |
Конструкция предполагает использование пневмопистолета, который обеспечивает подачу крючков для эффективного крепления споттером. Цилиндр и поршень пневнопривода по сути, являются обычной металлической трубкой и металлическим круглый стержнем. | |
Корпус был изготовлен из нержавейки толщиной 1 мм. Центральный подвижный механизм – затвор был сделан из медной трубы миллиметровой толщины. | |
Труба была разрезана, расправлена и сделано 2 куска медной пластины. В одной пластине был сделан вырез под свариваемую шайбу, затем 2 пластины были соединены между собой.Таким образом,нам удалось избежать фрезерных работ. | |
Пистолет является пневмоприводом для затвора, он помогает передернуть его и тем самым, выдвинуть следующую шайбу для сварки. |
В большинстве же случаев в качестве основы для сварочного пистолета выступает монтажный клеевой пистолет. задача, разработать такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки.
Иногда для работы используется еще одна насадка – пуллер для споттера. Он выполняет сразу две функции сварку и выравнивание поверхности.
Иллюстрация | Описание действия |
Как мы видим насадка позволяет не только проводить контактную точечную сварку, но и одновременно слегка выравнивать поверхность. | |
В процессе работ не забывайте сверяться по уровню |
Изготовление обратного молотка для споттера своими руками
Обратный молоток (на фото самый верхний) нужен для рихтовки кузовной поверхности.
Обычно его собирают из металлических прутов, сваривая их и оформляя наконечник при помощи гаек.
Болванка на штыре должна перемещаться свободно, чтобы создавать обратную тягу во время работы.
На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.
Предлагаем вам короткую видеоинструкцию, как сделать обратный молоток.
Из чего можно сделать споттеры
Для изготовления споттера используются старые сварочные аппараты, аккумуляторы и даже отслужившие своё микроволновые печи.
Споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата
Однако чаще всего в качестве основного агрегата для переделки споттера используют инверторный сварочный аппарат.
В сварочном аппарате есть все необходимое для работы прибора.
Главное – подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет.
Если у вас есть резервный сварочный аппарат, то мы поможем вам решиться на переделку его в споттер. Как сделать споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата смотрите в этом видео.
Споттер из микроволновки
Переделка споттера из микроволновки своими руками имеет свои особенности. В целом схема и последовательность работ не отличается от процесса сборки инверторного агрегата, однако нам необходимо настроить прибор так, чтобы добиться импульсного режима работы. Для этого понадобится конденсатор большой ёмкости с системой управления. Рассмотрим коротко этапы работ.
Иллюстрация | Описание действия |
Подготовим трансформаторы от микроволновки для работы. | |
Освобождаем необходимую нам первичную обмотку. | |
В освободившийся корпус нам необходимо позже уложить кабель вторичной обмотки. | |
Вот так выглядит наш трансформатор в сборе. | |
А так выглядит уже вся трансформаторная сеть. Осталось только вывести необходимые элементы на корпус и подключить блок питания. |
Споттер своими руками из старого аккумулятора
Споттер из аккумулятора – отличный вариант походного инструмента. Для работы с ним не нужно подключение к сети.
Споттер из аккумулятора и втягивающего реле
Схема подключения следующая: на минусовую клемму подсоединяется корпус реле и сварочный провод. На конце провода приваривается контакт, предназначающийся для крепления на сварочную деталь, которую нужно выпрямить.
Электрическая схема споттера из аккумулятора
Плюсовая клемма подсоединяется к реле своими при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету.Кроме того, от плюсовой клеммы идет провод к контакту управления.
Как правильно работать самодельным аппаратом
Процесс работы предполагает определенную последовательность действий. Расскажем о них подробнее.
Иллюстрация | Описание действия |
Главное условие для качественной работы споттера – чистота обработки свариваемой поверхности. Обычно поверхность зачищается болгаркой с лепестковой жесткой насадкой. | |
Следующий этап – привариваем массу. | |
Используя насадку – обратный молоток начинаем выправлять металл: от краев вмятины к центру. Работы выполняем на минимальном токе. | |
С помощью споттера привариваются специальные крепежи. Это могут быть крючки, или, как в нашем случае, обычные звенья от цепи. | |
Такое крепление необходимо для того, чтобы с помощью гребенки для споттера или своими руками выправлять глубокие продольные выбоины на металле. А дальше матера зачищают поверхность и от деформации не остается и следа. |
В завершении статьи немного о технике безопасности при работе с оборудованием:
- Очень важно регулярно осматривать и прочищать все детали прибора.
- Обратите внимание на правильное подключение и изоляцию проводов. А также на заземление устройства.
- Если вы планируете обрабатывать большую поверхность – не забудьте надеть специальные защитные очки.
Мы надеемся, что рекомендации редакции Seti.guru оказались полезными для наших читателей
Споттер своими руками
Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки.
С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке.
Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.
Инвенторный споттер своими руками
Споттер и его устройство
Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления.
При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке.
При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.
Споттер состоит из следующих основных частей:
- корпус, в котором размещены электрические компоненты;
- кабель массы;
- сварочный пистолет с кабелем;
- остро заточенный электрод.
Схема сборки споттера своими рукамиУстройство споттера
Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.
Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.
Особенности применения споттера
Основные области применения устройства это:
- сварка тонкостенных деталей;
- рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.
Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.
Как работает споттер
К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.
Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:
- кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
- постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.
Преимущества такого метода правки вмятин:
- Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
- Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.
Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии.
Функциональность споттеров серийных моделей
Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:
- сварку ремонтных шайб;
- сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
- нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
- систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
- переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки
Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.
Характеристики споттеров выпускаемых серийно
Основные характеристики следующие:
- Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
- Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
- Пиковый ток сварки — 1300 А.
- Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
- Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
- Переключение между режимами сварки и прогрева.
- Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
- То же для монтажной шайбы — более 100 кг.
Эти параметры могут служить ориентиром и для аппаратов, собранных своими руками.
Методы работы со споттером
Принцип действия устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с обратной стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и узлов автомобиля невозможно, основан на вытягивании вмятой области поверхности за временно приваренный крепеж — монтажную шайбу или металлический стержень. Создаваемое обратным молотком усилие направлено изнутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.
Споттер, сделанный своими руками, в работе
Технологический процесс можно разбить на следующие операции:
- Удалить с центра вмятого участка кузова краски, грунта и загрязнений — зачистить надо до голого металла.
- Подключить массу споттера к кузову автомобиля. Аккумулятор автомобиля должен быть отключен, а зажигание выключено, во избежание повреждения электрооборудования импульсами сварочного тока.
- Приварить точечной сваркой крепежные элементы к центру вмятины.
- Выправить вмятину, вытягивая металл за крепежный элемент.
- Скручивающим движением удалить крепеж с выравненной поверхности.
- Зачистить место крепления шайбы или электрода и подготовить кузовной элемент к окрашиванию.
Для работы со споттером, магазинным или сделанным своими руками, мастеру будет достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ. Необходимо выполнять требования производственной безопасности во избежание причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения материальных ценностей.
Схема для сборки самодельного споттера
Чтобы своими руками собрать самодельный споттер, сопоставимый по функциональности и характеристикам в покупным, потребуются навыки в области электромонтажных и слесарных работ. Нужны будут также знания в области схемотехники, чтобы прочитать и реализовать электрическую схему споттера
Схема споттера не слишком сложная, из нее можно понять, что основным узлом аппарата будет мощный сварочный трансформатор, первичная обмотка которого запитана от сети через диодный мостик.
220 вольт понижаются на малом трансформаторе и подаются на второй диодный мостик, далее — через замкнутый контакт селектора, управляющего импульсом, на электролитический конденсатор большой емкости, начинающий зарядку.
Пока еще закрытый тиристор не пропускает ток на рабочий трансформатор. При переключении селектора подачи напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на тиристор, открывая его.
Время открытия определяется значением сопротивления резистора.
Схема управления споттеромПринципиальная схема споттера
Тиристор подключает к сети главный трансформатор, вторичная обмотка которого выдает на электрод мощный импульс силой ток до 500 А и длительностью от 0,1 до 0,5 сек, которая регулируется резистором. После разряда конденсатора тиристор закрывается, и рабочая цепь разрывается. После возврата переключателя в начальное состояние аппарат готов к следующему рабочему циклу.
Самостоятельно собрать электронную часть инверторного споттера в домашних условиях не получится, однако есть возможность собрать споттер из инвертора, взяв исправный инверторный блок.
Корпус самодельного споттера и остальные комплектующие
Коли уж решено делать споттер своими руками, то стоит позаботиться о надежном и прочном корпусе. Для несущего днища лучше взять массивную панель из не электропроводного материала, такого, например, как гетинакс.
Размеры основы должны позволять разместить все основные узлы и детали, надежно их закрепить и в то же время оставить достаточно свободного места для охлаждения элементов.
Лучше сначала прикинуть расположение элементов конструкции на эскизе, чем потом по три раза заново сверлить отверстия и перекручивать болты.
Корпус для споттера своими руками
Для защиты элементов конструкции от механических повреждений и загрязнений можно подобрать подходящий по размеру корпус от старой микроволновки, другого бытового устройства или от пришедшего в негодность сварочного аппарата. Последний будет иметь то преимущество, что у него уже есть разъемы для кабелей, переключатели и регуляторы на передней панели.Для завершения комплектации споттера, сделанного своими руками, потребуется подобрать готовые или сделать самому:
- Сварочный пистолет.
- Кабели для массы и для электрода.
- инопуллер, или обратный молоток.
Споттер из сварочного пистолета
Чтобы не ошибиться с сечением кабеля, можно использовать мнемоническую формулу: на каждые 10 ампер пикового тока, выдаваемого прибором в рабочую цепь, понадобится 1 мм кв. сечения.
Для уменьшения потерь тока и снижения эффективности устройства и качества сварки электродный кабель не стоит делать длиннее 2, 5, а массовый — длиннее у 1,5 м. Кабели также нужно оснастить надежными разъемами, под резьбовое крепление или быстросъемными.
Массовый кабель можно снабдить мощным «крокодилом» для присоединения к корпусу автомобиля.
Рабочий пистолет споттера
Сварочный пистолет является главным рабочим инструментом споттера. Для профессиональной деятельности с большими объемами работ надежнее будет купить пистолет в магазине, но для эпизодического использования вполне реально изготовить пистолет для споттера и своими руками.
https://www.youtube.com/watch?v=eowNlOMulyA
В качестве донора запчастей часто берут клеевой пистолет или горелку от сварочного полуавтоматического устройства.
Тем, кто считает, что должен сделать весь споттер своими руками, или просто любителям выпиливать понравится идея собрать пистолет из пары симметричных заготовок из толстой гетинаксовой а или текстолитовой пластины.
В одной заготовке размещается паз для кронштейна, держащего электрод. В другой удобно расположить светодиод подсветки рабочей зоны и триггер подачи импульса.
Кронштейн — одна из самых ответственных частей. Его изготавливают из квадратного или прямоугольного медного профиля, а для электрода берут медный стержень диаметром 0,8- 1,0 см.
Присоединить электрод к аппарату имеет смысл применить готовым сварочным кабелем (совмещенным с контрольным, имеющим не менее пяти жил по 0,8-1,2 кв. мм сечением). Три из них соединяются с триггером подачи импульса, вынесенным на рукоятку, а два служат для питания подсветки. Оконечность кабеля следует залудить и распаять в отверстии кронштейна.
Инопуллер обратный молоток для самодельного споттера
Умельцу, изготовившему споттер своими руками, будет вполне по плечу сделать обратный молоток. Магазинные инопуллеры стоят дорого, так что затраченное время должно окупиться.
Главным донором деталей выступит монтажный пистолет для герметика, жидких гвоздей и прочего в тубах по 310 мл. Ту часть пистолета, куда вкладывается туба, нужно срезать болгаркой или ножовкой, понадобится только механизм подачи штока и рукоятка.
На оставшуюся площадку привариваем на равных расстояниях друг от друга три расходящиеся под небольшим углом прутка или арматуры диаметром 0,6- 1,0 миллиметра — это и будут упорные стойки обратного молотка. Тот же материал пойдет на кольцо диаметром около 10 см, к которому надо приварить концы упорных стоек.
Кольцо следует тщательно зачистить и обмотать скотчем или плотной бечевкой, чтобы предотвратить как приваривание кольца к ремонтируемой поверхности, так и ее дополнительное механическое повреждение.Шток следует обрезать с двух сторон, с одной приварить к нему болт с двумя гайками. Это будет клемма для кабеля, ведущего к стопперу.
Другую сторону, ту, где был упор для тубы, надо заострить на точильном камне так, чтобы диаметр плоского кончика составлял примерно 3 миллиметра.
Даже не очень опытный домашний мастер выполнит такое задание своими руками за пару — тройку часов, разумеется, при наличии необходимых инструментов и оснастки.
Последний момент в комплектации споттера — это монтажные шайбы, крепеж, привариваемый к выпрямляемой поверхности точечной сваркой.
Делаем споттер из сварочного аппарата
Описанный выше способ производства споттера своими руками хорош, когда под рукой есть готовый сварочный трансформатор.
Простейшая схема его использования не содержит тиристорного коммутатора, а подача импульса осуществляется замыканием контактов кнопки в цепи первичной обмотки трансформатора.
Схема отличается простотой и надежностью конструкции, не имеет недостаток — высокое напряжение придется подавать на рукоятку пистолета, что небезопасно.
Промежуточный по сложности способ подключения — кнопка замыкает низковольтную цепь обмотки электромагнитного реле, которое и коммутирует высокое напряжение. Управление длительностью импульса в этих вариантах осуществляется на глаз. Для получения качественной сварки таким аппаратом оператор должен приобрести большой практический опыт.Домашние мастера делятся своим опытом изготовления споттеров из микроволновок и даже из автомобильных аккумуляторов, снабженных стартерным реле, которое и управляет подачей рабочего импульса.
Дорабатывают умельцы и сварочные инверторы и даже делают споттер своими руками из сварочного аппарата-полуавтомата. Однако в последнем случае стоимость исходного устройства — донора настолько высока, сэкономить, сделав споттер своими руками, уже не получится.
Проще будет за эти деньги приобрести споттер фабричного производства.
Как сваривать детали с помощью споттера
Точечная сварка споттером
Технология сварки при посредстве споттера разбивается на следующие этапы:
- Центральная часть вогнутого участка поверхности зачищается до голого металла и обезжиривается.
- К корпусу автомобиля присоединяется кабель массы.
- В центре вмятины размещаются крепежные элементы — монтажные шайбы или сам электрод.
- Дается необходимое число сварочных импульсов, чтобы надежно приварить крепеж.
- Вогнутый участок вытягивается обратным молотком или талями.
- Крепежные элементы удаляются с поверхности скручивающими движениями.
- Выправленная поверхность тщательно зачищается и готовится к шпатлевке.
Куплен ли споттер в магазине или собран своими руками, он будет вам верным помощником в кузовных работах, особенно в тех случаях, когда к вмятине не подобраться с обратной стороны.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.