Насадки для споттера своими руками

Споттер своими руками: подробные инструкции по сборке

Насадки для споттера своими руками

Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей.

Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.

guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

Прибор точечной сварки промышленного производства

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле.

Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки.

Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.
От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл.

Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд.

Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Рабочая схема споттера

Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.

Схема блока питания.

Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост.

Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.

Принципиальная схема работы споттера

Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

Споттер для кузовного ремонта своими руками

Наконечник споттера похож на пистолет, в ручном режиме с его помощью можно регулировать время, которое необходимо для правки детали, для этого достаточно просто выжать кнопку и не отпускать ее.

Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из отслуживших своё приборов. Рассмотрим подробно каждый вариант сборки.

Подбираем комплектующие

и самая сложная часть работы – подобрать правильный трансформатор. Для создания необходимого токового импульса нужен трансформатор на 1500 А. Если у вас такого нет под рукой, чуть позже расскажем, как сделать его самостоятельно.

Кроме этой важнейшей детали для сборки споттера потребуются: обратный молоток, блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.

Как правильно переделать трансформатор для споттера

Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод. Рассмотрим порядок работ более подробно.

ИллюстрацияОписание действия
Для работы используем 2 пустые болванки от катушек, наша задача их соединить в одну
Отрезаем выступающие боковые части с двух катушек, склеиваем секундным клеем, обматываем тканью и заливаем лаком. Углы проклеиваем картоном. Это сделано для того, чтобы при намотке не перегибало провод. У нас получилась одна большая болванка.
Начинаем намотку проводом в несколько слоев, диаметр 1,1 мм. В нашем случае получилось около 112 витков на ряд. Каждый слой прокладываем изоляционной бумагой. Это сведет к минимуму риски межвитковых замыканий.
Делаем ответвление. Их будет три штуки. Можно менять напряжение на вторичке не сматывая ее. Это слегка увеличит нагрузку на первичку, но для кратковременных работ, к примеру, переключения тока с 3 Вольт, на 5-ть вполне подойдет.
Выводим провода из катушки

Важно! Длина выходящих концов вторичной обмотки трансформатора должна предусматривать возможность её подсоединения к выходным клеммам, а первичной – для подключения к электрической цепи аппарата. Трансформатор, который вы изготовили, желательно пропитать шеллаком.

Если вы хотите получить дополнительные знания, как правильно намотать трансформатор для споттера, посмотрите это видео

Изготовление блока управления

задача при сборке блока управления – корректно соединить перемычки для разрыва контактов первичной сети. Основные схемы мы привели ранее. Кроме того, в блок управления заводятся провода, контакты для пусковой кнопки, а также других переключателей, необходимых для работы.

Выбор корпуса споттера и силового провода

Несмотря на то, что вы делаете самодельный инструмент, необходимо позаботиться об эстетике. Поэтому корпус агрегата (то, на что будут обращать свое внимание те, кто будут обращаться к вам за помощью), важно сделать функциональным и удобным. Заранее продумайте, какие управляющие элементы и где вы хотите разместить.

Пример расположения элементов управления на корпусе самодельного споттера: 1 – кнопка включения и выключения прибора, 2 – регулятор силы тока, 3 – регулятор импульса, 4 – рычаг переключения из ручного в автоматический режим, 5 и 6 – сварочные кабели.

Корпус для споттера может быть выполнен из разных материалов: металла, пластика и даже дерева. Некоторые мастера используют системный блок для ПК. Это достаточно удобно, так как в нём уже имеется возможность установить микросхемы и кулеры. Иногда в качестве защиты используется деревянный короб с откидной крышкой.

В некоторых моделях предусмотрена выдвигающаяся телескопическая ручка для переноски.

задача – обеспечить возможность вскрытия коробки и доступ ко всем элементам управления в любой момент. Габариты корпуса выбираются индивидуально, лучше обработать конструкцию диэлектрическим материалом.

На обратной стороне кабеля для массы можно установить быстрозажимной элемент (крокодил) или оснастить его клеммой для резьбового крепления.

Особое внимание следует обратить на качество сварочного кабеля.

Расчет длины производится по такому принципу. На каждые 10 А максимально допустимого тока, который выдаёт споттер, должно приходиться 1 мм² сечения кабеля.

Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м.

Изготовление рабочего сварочного пистолета – подробная фото и видеоинструкция

Сварочный пистолет – один из важнейших элементов споттера. Если вы планируете достаточно активно использовать прибор, то лучше купить готовый образец. Но для работ небольшого объёма вполне подойдёт самодельный агрегат.

Особенность пистолета в том, что он может совмещать в себя одну или несколько функций: использоваться как сварочный аппарат, как обратный молоток.

Некоторые умельцы как могут упрощают и ускоряют себе работу. Рассмотрим,как работает одно из таких устройств, наиболее интересное на наш взгляд – пистолет для приваривания шайб с помощью споттера.

ИллюстрацияОписание действия
Конструкция предполагает использование пневмопистолета, который обеспечивает подачу крючков для эффективного крепления споттером. Цилиндр и поршень пневнопривода по сути, являются обычной металлической трубкой и металлическим круглый стержнем.
Корпус был изготовлен из нержавейки толщиной 1 мм. Центральный подвижный механизм – затвор был сделан из медной трубы миллиметровой толщины.
Труба была разрезана, расправлена и сделано 2 куска медной пластины. В одной пластине был сделан вырез под свариваемую шайбу, затем 2 пластины были соединены между собой.Таким образом,нам удалось избежать фрезерных работ.
Пистолет является пневмоприводом для затвора, он помогает передернуть его и тем самым, выдвинуть следующую шайбу для сварки.

В большинстве же случаев в качестве основы для сварочного пистолета выступает монтажный клеевой пистолет. задача, разработать такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки.

Иногда для работы используется еще одна насадка – пуллер для споттера. Он выполняет сразу две функции сварку и выравнивание поверхности.

ИллюстрацияОписание действия
Как мы видим насадка позволяет не только проводить контактную точечную сварку, но и одновременно слегка выравнивать поверхность.
В процессе работ не забывайте сверяться по уровню

Изготовление обратного молотка для споттера своими руками

Обратный молоток (на фото самый верхний) нужен для рихтовки кузовной поверхности.

Обычно его собирают из металлических прутов, сваривая их и оформляя наконечник при помощи гаек.

Болванка на штыре должна перемещаться свободно, чтобы создавать обратную тягу во время работы.

На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Предлагаем вам короткую видеоинструкцию, как сделать обратный молоток.

Из чего можно сделать споттеры

Для изготовления споттера используются старые сварочные аппараты, аккумуляторы и даже отслужившие своё микроволновые печи.

Споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата

Однако чаще всего в качестве основного агрегата для переделки споттера используют инверторный сварочный аппарат.

В сварочном аппарате есть все необходимое для работы прибора.

Главное – подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет.

Если у вас есть резервный сварочный аппарат, то мы поможем вам решиться на переделку его в споттер. Как сделать споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата смотрите в этом видео.

Споттер из микроволновки

Переделка споттера из микроволновки своими руками имеет свои особенности. В целом схема и последовательность работ не отличается от процесса сборки инверторного агрегата, однако нам необходимо настроить прибор так, чтобы добиться импульсного режима работы. Для этого понадобится конденсатор большой ёмкости с системой управления. Рассмотрим коротко этапы работ.

ИллюстрацияОписание действия
Подготовим трансформаторы от микроволновки для работы.
Освобождаем необходимую нам первичную обмотку.
В освободившийся корпус нам необходимо позже уложить кабель вторичной обмотки.
Вот так выглядит наш трансформатор в сборе.
А так выглядит уже вся трансформаторная сеть. Осталось только вывести необходимые элементы на корпус и подключить блок питания.

Споттер своими руками из старого аккумулятора

Споттер из аккумулятора – отличный вариант походного инструмента. Для работы с ним не нужно подключение к сети.

Споттер из аккумулятора и втягивающего реле

Схема подключения следующая: на минусовую клемму подсоединяется корпус реле и сварочный провод. На конце провода приваривается контакт, предназначающийся для крепления на сварочную деталь, которую нужно выпрямить.

Электрическая схема споттера из аккумулятора

Плюсовая клемма подсоединяется к реле своими при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету.Кроме того, от плюсовой клеммы идет провод к контакту управления.

Как правильно работать самодельным аппаратом

Процесс работы предполагает определенную последовательность действий. Расскажем о них подробнее.

ИллюстрацияОписание действия
Главное условие для качественной работы споттера – чистота обработки свариваемой поверхности. Обычно поверхность зачищается болгаркой с лепестковой жесткой насадкой.
Следующий этап – привариваем массу.
Используя насадку – обратный молоток начинаем выправлять металл: от краев вмятины к центру. Работы выполняем на минимальном токе.
С помощью споттера привариваются специальные крепежи. Это могут быть крючки, или, как в нашем случае, обычные звенья от цепи.
Такое крепление необходимо для того, чтобы с помощью гребенки для споттера или своими руками выправлять глубокие продольные выбоины на металле. А дальше матера зачищают поверхность и от деформации не остается и следа.

В завершении статьи немного о технике безопасности при работе с оборудованием:

  1. Очень важно регулярно осматривать и прочищать все детали прибора.
  2. Обратите внимание на правильное подключение и изоляцию проводов. А также на заземление устройства.
  3. Если вы планируете обрабатывать большую поверхность – не забудьте надеть специальные защитные очки.

Мы надеемся, что рекомендации редакции Seti.guru оказались полезными для наших читателей

Насадки для споттера своими руками — Справочник металлиста

Насадки для споттера своими руками

Среди многочисленных аксессуаров для споттера есть зацеп или как его чаще называют гребенка.

Если кто не в курсе, кратко расскажу о том, в каких случаях мастера кузовного ремонта используют гребенку в работе со споттером.

О том как я смонтировал споттер из сварочного аппарата, а точнее из трансформатора сварочника вы можете почитать в этой статье — «Как сделать споттер из сварочного аппарата»

Что такое гребенка и для чего она нужна

Представьте себе согнутую дверь или крыло автомобиля, обычно это глубокий залом или вмятина.
Встает вопрос — как правильно выправить такое повреждение кузовной детали максимально эффективно? Напрашивается ответ, что делать это нужно равномерно, и желательно прикладывать усилие по всей плоскости залома равномерно.

Есть варианты и в работе споттером — можно приварить проволоку «змейку», которую (у нас, во всяком случае) нигде не купишь, кроме как заказывать через интернет магазин, да и накладно это выходит.
Есть альтернативный вариант – использовать шайбы (на фото ниже).

Если кратко, то их просто приваривают споттером по всему залому одну за другой и, используя как точку для зацепа, тянут вверх поочередно пока залом не выйдет. Нужно поднимать постепенно и тут пригодится такой аксессуар для споттера как гребенка.
Вот так выглядит гребенка, продающаяся в специализированных магазинах.

Есть два варианта ее использования: с обратным молотком и «лифтером».

Расскажу, как сделать «гребенку» под обратный молоток своими руками, при минимуме затрат и времени. Главной частью этого приспособления, на мой взгляд, является зацеп – вот его нужно сделать правильно четко соблюдая размер, он должен быть одинаковым у всех зацепов гребенки, а все остальное зависит только от вашего воображения.

Изготовление гребенки для споттера

Итак, давайте все по порядку. Что нам нужно, а точнее, какие нужны материалы и инструменты.

  • болгарка с отрезным и зачистным кругом,
  • дрель,
  • сверла 13 и 8мм,
  • круглый напильник,
  • сварочный аппарат,
  • молоток,
  • керн.
  • Металлический прут 30 см длиной, диаметром 13-14 мм, лучше всего, если это будет каленое железо.
  • Полоса листового железа толщиной 3-4 мм, шириной 3 см, длина – от 40 см.
  • Болт с гайкой диаметром 8 мм.
  • Трубка Ø15мм длиной около 10 см.

У меня был вот такой кусок железа, от которого я и отрезал полосу, и вот такой металлический прут.

Берем полосу металла и керним три точки, где будут отверстия на 13мм, для этого отступаем от края 1,5 см, делаем насечку, вторую через 2,5 см от первой, третью 3,5 см от второй.
Сверлим отверстия.

Болгаркой вырезаем перемычку, которая образовалась между двумя первыми отверстиями.

С помощью круглого напильника, убираем заусенцы, чтобы наш прут передвигался в этом отверстии свободно и не цеплялся за неровности.

Дальше делаем вот такой вырез, то есть, прорезаем болгаркой до имеющегося отверстия пространство для завода шайбы или змейки.

Болгаркой отрезаем полученный зацеп. Немного окультуриваем зачистным кругом. Первый есть.

Таким же образом изготавливаем еще несколько штук. Я сделал 4 штуки, а вы делайте, сколько посчитаете нужным для себя.

Теперь самое важное, о чем я говорил в начале, расстояние которое отмечено штангенциркулем, должно быть у всех зацепов одинаковое, в противном случае, вытяжение металла будет не равномерным. Если размер не совпадает, подгоните круглым напильником.

Следующим этапом нужно сделать крепление под обратный молоток.

Для этого в трубке диаметром 15 мм делаем сбоку на удалении 2 см насечку и сверлим отверстие 8 мм, отступаем еще и отрезаем — получилась длина 4 см. На втором отрезке трубы вытачиваем круглым напильником торец, чтобы сбоку плотно состыковать с заготовкой.

Трубу привариваем с противоположной стороны от отверстия, на отверстие привариваем гайку на 8мм.

Отрезаем трубку, чтобы осталось 3см. Сверху привариваем гайку для крепления гребенки к обратному молотку или «лифтеру».

С одного конца штыря гребенки варим шайбу, второй оставляем свободным, чтобы можно было при необходимости добавить или снять крючки-зацепы. Собираем получившуюся конструкцию.
Чтобы зацепы на гребенке не спадали при переносе с места на место, на другой конец штыря я прикрутил зажим для шлангов (хомут) — просто и удобно.

А вот так эта конструкция работает:

Удачи вам. С уважением, Сергей. Специально для Сам Автомастер.

Споттер своими руками из сварочного аппарата

Рихтовочные работы могут требовать не только филигранного владения простейшими и необходимыми инструментами, но и точного знания геометрии и понимания тонкостей геометрии кузовных панелей автомобиля. Но и без специальных устройств качественная рихтовка редко когда обходится. Одним из таких вспомогательных инструментов стал споттер, о постройке которого мы и поговорим.

Споттер, что это такое

Споттер для рихтовки авто — отличная возможность избежать полного демонтажа панелей кузова при их рихтовке. Устройство позволяет выводить поверхности даже в самых труднодоступных местах. Кроме того споттер помогает восстанавливать геометрию сложных силовых элементов, не прибегая к их разборке.

Простота использования аппарата сделала его незаменимым при рихтовочных работах, а также при определенной мощности споттер можно использовать в качестве аппарата точечной сварки. По фотографии довольно понятно, как работает устройство, а принцип его действия, а также как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата мы рассмотрим прямо сейчас.

Споттер, обратный молоток и насадки

К электрической схеме споттера мы еще обратимся, тем более, что их существует несколько принципиально разных.

Главное — понять, как работает устройство, а собрать его можно в принципе, из того, что есть в гараже, начиная от старого трансформатора, заканчивая еле дышащим аккумулятором. Споттер, от английского spot, пятно, точечная проекция.

Назвали устройство так совсем не зря, поскольку действует он по принципу молотка, точечно, но в обратную сторону.

То есть, обратный молоток фиксируется при помощи направляющей к поврежденному месту на кузове, а по этой направляющей может двигаться сам молоток в виде тяжелой шайбы, которая прикладывает ударное усилие к точке фиксации направляющей.

Фирменный споттер может работать в двух режимах — в кратковременном режиме, когда необходимо быстро и надежно закрепить направляющую споттера в нужной точке при помощи колец-насадок, а также в режиме  сварки угольным электродом на минимальной мощности.

Споттер своими руками из инвертора

Инверторный споттер встречается среди самоделок чаще всего, хотя существуют и некоторые другие схемы Своими руками выполняют споттеры и без инверторов, но менее мощные, хотя и вполне работоспособные.

Поскольку споттер является одним из ответвлений контактной сварки, но отличается от нее тем, что в конструкции отсутствую клещи, более привычно рассматривать споттер, как аналог электродуговой сварки.

То есть напряжение пропускается через корпус автомобиля — один контакт присоединяется к кузову, а вторым контактом является сам шток с насадкой.

Ниже мы привели простейшую схему споттера, которую, впрочем, можно доработать по своему усмотрению.

Принцип работы схемы споттера на базе инвертора

Споттер инверторный, который мы собираем своими руками, состоит из двух основных элементов — инвертора для сварки и тиристорного реле, которое обозначено на схеме V9, а для сборки устройства потребуется:

  • двухсотвольтовый тиристор;
  • понижающий трансформатор на 12 вольт для управления реле от кнопки;
  • реле на 30 ампер;
  • диодный мост;
  • контактная группа на 220 вольт и управляющая кнопка.

Трансформатор подключается к сети через диодный мост, к которому подключен тиристор электронного реле. Трансформатор Т1 запитывает управляющую ветку цепи тиристора.

Споттер своими руками: описание и принцип действия прибора (100 фото)

Насадки для споттера своими руками

Практический каждый может собрать самодельный сварочный споттер, не нужно быть специалистом в области электротехники или механики. Точечная сварка споттером активнее всего применяется при исправлении вмятин на кузовах автомобилей.

Принципиальная схема

Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.

Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.

Необходимые материалы для сборки

  • Сварочный трансформатор;
  • Питающий трансформатор;
  • Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
  • Набор диодов (12В);
  • Тиристор (молоток);
  • Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.

Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор.

При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.

Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.

Для этой цели подойдут:

  • Картон или бумага;
  • Лакоткань;
  • Пропитанная парафином ветошь.

Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.

Изготовление корпуса

Первое, за что стоит взяться это за изготовления основы для закрепления самодельного споттера. Для нее лучше выбрать материал на основе диэлектрика. Для изготовления неподходящего корпуса, лучше составить подробный чертеж, и указать расположение основных узлов конструкции.

Хорошим вариантом для корпуса может послужить старая микроволновка или сварочный аппарат. Нужно удалить лишнее оборудование и поместить новое, так, чтобы нагрузка была равномерно распределена по объему короба. Если вы планируете часто перемещать споттер, можно установить колесики на нижней части корпуса.

Комплектующие

Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:

  • Пистолет-манипулятор;
  • Сварочные кабели;
  • Обратный молоток (инопуллер).

Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.

Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.

Рабочий пистолет

Если вы планируете регулярно использовать споттер, то лучшим решением будет приобретение заводского пистолета.

Это обуславливается тем, что пистолет является главным рабочим элементом, и будет постоянно подвергаться воздействию высоких токов, а при неисправности может причинить вред человеку, использующему его.

Но если применение будет ограниченно частными случаями, вполне возможно изготовить его собственноручно.

Для основы можно взять стандартный клеевой пистолет или манипулятор со старого сварочного аппарата. Нужно изготовить изолированную рукоятку для манипулятора, для этой цели отлично подойдет текстолит, из которого нужно вырезать две симметричные прямоугольные части.

В ручке необходимо установить кронштейн для крепления электрода от рабочего кабеля. Также при желании можно оснастить ручку лампочками, которые будут сигнализировать о наличии напряжения.

Для создания кронштейна идеально подойдет медный пруток. С ним будет соединен электрод от рабочего кабеля, лучше чтобы данный электрод можно было вынимать из устройства, не прибегая к разбору рукоятки.

Самодельный обратный молоток

Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.

Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.

В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.

Фото споттера своими руками

Также рекомендуем просмотреть:

Помогите сайту, поделитесь в соцсетях 😉

Насадки для споттера своими руками

Насадки для споттера своими руками

Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки.

В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей.

Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма.

Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.

guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

Прибор точечной сварки промышленного производства

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле.

Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки.

Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию.

Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл.

Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд.

Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Расходники для споттера своими руками — Металлы, оборудование, инструкции

Насадки для споттера своими руками

  1. Принцип работы споттера
  2. Метод работы
  3. Самодельный споттер

Вмятины на металле не всегда можно исправить рихтовкой, особенно когда речь идет о кузове автомобиля.

Если области деформации невозможно подобраться с обратной стороны, на помощь приходят возможности споттера для кузовного ремонта.

Инструмент, называемый также контактной сваркой, способен работать только с одной стороной поверхности, но в обмен на широкие возможности споттеры требуют немалого количества энергии, а конструкция аппарата простотой не отличается.

Принцип работы споттера

«Spot» переводится как «точка», что раскрывает принцип ремонтных работ этим инструментом. Контактная сварка производится с помощью сильного тока (~3-5 тыс. А на 1 мм толщины), подаваемого в локальный участок.

Два листа, нагретых до температуры, близкой к температуре плавления, прижимаются друг к другу, за счет чего происходит сварка. Прижимание листов производится пневмоклещами или механическим усилием.

Сжатие длится не более секунды – за это время электроды и лист металла успевают нагреться до такой степени, что усилие в 150 кг позволяет сплавить материалы.

Важно заметить, что лист металла, независимо от того, требуется для ремонта сварка или только выпрямление, не должен разогреваться до температуры плавления, иначе может оказаться выдавленным при сжатии.

Таким образом, самодельный споттер должен иметь точную ручную регулировку (в фирменном инструменте используется программируемый микропроцессор).

Аппарат может работать на двух или трех фазах, но, поскольку выпрямитель для трехфазного аппарата не слишком экономная конструкция, а без выпрямления тока в этом деле не обойтись, большинство самодельных споттеров – аппараты однофазные.

Метод работы

Сварка не единственный метод применения инструмента. В некоторых случаях для ремонта оказывается достаточно «прилипания» клещей к поверхности. После этого в дело могут вступить различные выпрямляющие и вытягивающие приспособления.

Инерционные молотки, вытяжки и упоры позволяют выровнять небольшой участок кузовного металла, поэтому работа с таким инструментом может показаться очень утомительной: необходимо последовательно переходить от точки к точке, выравнивая небольшие участки вмятины кузова.

Инерционный молоток представляет собой насадку на пистолет споттера. Молоток работает за счет импульсного тока, скользя по стержню и создавая усилие, приходящееся на пистолет, а не на металл кузова.

При этом сама насадка прилипает к металлической поверхности, за счет чего у «жестянщика» появляется возможность выровнять вмятину. Время электрического импульса не превышает 0.1 секунды, так что работа молотка производит с металлом очень постепенные изменения.

Изменить степень воздействия можно регулировкой инструмента или сменой насадки.

Если кузовной металл оказывает значительное сопротивление воздействию молотка, в ход пускается угольный электрод. Током большой силы металл в нужной точке разогревается до температур близких к плавлению и остужается водой, ветошью и пр. Внутренние молекулярные изменения в листе металла приводят к его выпрямлению.

Самодельный споттер

Современные Кулибины разработали удешевленные аналоги заводским инструментам наподобие контактной сварки. В основном используется та же схема, что была предложена в Советском журнале «Радио» за 1978 год. В обязательном порядке требуются следующие элементы:

  • Трансформатор для создания нужного напряжения и силы тока.
  • Выпрямительные мосты для создания постоянного тока.
  • Тиристор для управления нагрузкой и конденсатор для его работы.

Трансформатор можно собрать руками или модернизировать сварочный трансформатор, подогнав его к необходимым параметрам. Расчет трансформаторов дело нехитрое, а для тороидальных написаны даже специальные программы.

Для вторичной обмотки может потребоваться значительное количество провода. На Ш40 с толщиной набора в 100 мм потребуется примерно 7-10 витков с сечением 50 мм² вторичной обмотки и примерно 200-250 витков провода с сечением 2.

5 мм² первичной.

На практике большинство любителей предпочитает производить измерения непосредственно во время формирования обмотки. Заводской трансформатор для этого инструмента создает ток от 3000 A, и позволяет регулировать напряжение в пределах 6-12В. Вторичная обмотка должна быть хорошо изолирована. В качестве изолятора может выступить малярный скотч или парафинированная бумага.

Схема аппарата, используемая для ремонта еще в Советском союзе, практически не изменилась и представляет собой основной трансформатор, соединенный с сетью через выпрямитель и тиристор.

Первый трансформатор, соединяемый с сетью 220 В через выключатель, – слабый и выполняет исключительно функцию зарядки конденсатора, от которого работает тиристор. Выпрямительные мосты, собирающиеся из диодов, требуются на каждом участке.

Для зарядки конденсатора требуется также некоторое время, поэтому тиристор к нему подключается вручную.

Второй, мощный трансформатор соединяется с сетью после активизации тиристора. Параметры тока на вторичной обмотке этого трансформатора зависят от самого тиристора и стоящего перед ним сопротивления.

Здесь может быть установлена ручная регулировка, но в простейшем устройстве она задается заранее. Тиристор вернется в обратное положение, когда разрядится конденсатор, отвечающий за его работу.

Поэтому от этой части зависит также продолжительность создаваемого вторым трансформатором тока.

По вполне понятым причинам, выпрямитель, соединяющий оба трансформатора с «220», должен быть рассчитан именно на это напряжение и силу тока примерно в 50A.

Для зарядки конденсатора, вероятнее всего, потребуется напряжение в 12В, поэтому первый трансформатор должен создавать именно такой ток.

В обязательном порядке аппарат должен иметь заземление, на массу требуется примерно 1.5-2 метра кабеля 70 мм².

Сильное нагревание возможно на контактах, ввиду чего лучше использовать латунные штоки. Тиристор споттера и работающий с ним выпрямитель можно заменить на симистор. Импульсное управление легко собирается на основе тиристоров типа ТЧ-40. В остальном, кроме общего знакомства с электроникой, потребуется только оптимизм и некоторое количество свободного времени.

Споттер — описание устройства, принцип действия и основные характеристики прибора (105 фото)

Точечная сварка является популярным способом мелкого ремонта кузова автомобилей. Все чаще ее можно встретить в сервисных центрах и станциях технического обслуживания. Для осуществления процесса используют специальное оборудование – сварочный споттер или просто спот.

Это компактное и эффективное устройство, предназначенное для выравнивания металлических поверхностей и придания им первоначальной геометрии. С его помощью можно быстро и легко отрихтовать крылья, крышу, капот и другие части автомобиля.

Устройство и принцип действия

Споттер состоит из сварочного аппарата, работающего по методу контактной сварки на постоянном или переменном токе. На лицевой части корпуса размещена панель с регуляторами режимов сварки: силой тока, мощности.

От устройства отходит 2 провода – заземление (масса) и кабель-канал со сварочным пистолетом, на конце которого можно закрепить обратный молоток, электроды, крюк и другие насадки.

Внешний вид прибора показан на фото споттеров в нашей галерее.

Работа агрегата достаточно проста: на кузове устанавливают кабель «масса», предварительно извлекая аккумулятор из автомобиля, а пистолет с насадкой (электродом) подносят к ремонтируемому участку. Нажатием курка замыкают электрическую цепь и подают ток.

Точка контакта пистолета и кузова начинает разогреваться до температуры, достаточной для фиксации ремонтируемого металла с электродом, но исключающей сквозной прожог и перегрев всей конструкции. Так происходит сварка споттером.

Далее в дело вступает обратный молоток, который вытягивает и распрямляет рельеф металла. После чего удаляют приваренную накладку.

Виды, модели современных спотов

Встречается 2 вида споттеров:

  • трансформаторный – нетребовательный в уходе аппарат, который можно собрать самостоятельно;
  • инвенторный – изготавливается специализированными заводами, имеет несколько режимов работы и температурные датчики.

В соответствии со своими габаритами устройства подразделяются на мобильные, которые можно вручную переносить из одного места в другое, и профессиональные споты в виде больших агрегатов на колесиках для каждодневного использования в мастерской.

Споттеры могут работать как от однофазной сети в 220 В, так и от двухфазной в 380 В. В первом случае приборы экономичны, не перегружают сеть и стоят дешевле. Но они не позволят соединять детали толщиной свыше 0,8 мм. Есть ограничения и по видам сталей. Более мощный трансформатор установлен в споттеры, работающие от сети 380 В.

Еще один критерий выбора устройства — изготовитель. Положительные отзывы, в которых отмечено высокое качество продукции, оставляют владельцы споттеров Garwin (Германия) и Telwin (Италия).

Как работать споттером

Для того, чтобы освоить данную разновидность контактной сварки, не надо заканчивать курсы или какие-либо учебные заведения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.