Производство какого вида продукции транспортного машиностроения
Машиностроение. Конспект по географии. Кратко — УчительPRO
Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, занимающаяся производством машин, станков, оборудования и приборов. В настоящее время включает более 70 подотраслей. Занимает первое место по объёмам производимой продукции и её стоимости среди всех отраслей промышленности.
В структуре машиностроения выделяются три крупные подотрасли:
- общее машиностроение (включает станкостроение, тяжёлое, сельскохозяйственное и атомное машиностроение),
- транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение, производство ж/д техники),
- электроника и электротехника (производство ЭВМ, программного обеспечения, средств связи, часов, оргтехники и др.).
Факторы размещения машиностроения:
- сырьевой (актуален для металлоёмких производств);
- обеспеченность трудовыми ресурсами (отрасль занимает первое место по числу занятых);
- транспортный (в машиностроении развито кооперирование, когда в производстве одного вида продукции участвует несколько предприятий; продукцию, которую они делают, нужно дёшево и быстро транспортировать. Например, сборка автомобиля происходит на одном заводе, а шины производит другой);
- потребительский;
- наукоёмкости (наличие научно-технической базы, являющейся основой для разработок).
В территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:
- Северная Америка (Канада, США, Мексика);
- Зарубежная Европа (Германия, Франция, Великобритания, Италия);
- Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Таиланд);
- СНГ.
Значение машиностроения:
- занимает первое место по стоимости выпускаемой продукции среди всех отраслей промышленности
- определяет отраслевую и территориальную структуру мировой промышленности;
- снабжает машинами и необходимым оборудованием другие отрасли экономики, а население — предметами потребления;
- обеспечивает обороноспособность стран;
- служит сферой внедрения научно-технических разработок.
Станкостроение
Станкостроение — ведущая подотрасль общего машиностроения. Включает производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового и литейного оборудования, промышленных роботов.
Ведущие позиции в станкостроении занимают развитые страны. Специфика географии отрасли — высокая концентрация сложных производств в развитых странах и менее сложных — в развивающихся.
Страны — лидеры в мировом станкостроении:
- 1) Япония;
- 2) Германия;
- 3) Китай.
Страны — лидеры по производству промышленных роботов:
- 1) Япония;
- 2) Китай;
- 3) США;
- 4) Республика Корея;
- 5) Германия.
Автомобилестроение
Автомобилестроение — ведущая подотрасль транспортного машиностроения и одна из важнейших в структуре машиностроения в целом. Занимается производством легковых, легкогрузных, большегрузных автомобилей и автобусов. На производство легковых автомобилей приходится 75 %.
За 2016 г. в мире было произведено 94 млн автомобилей, из них 72 млн — легковые. Страны — лидеры в общем производстве автомобилей (всех видов):
- Китай;
- США;
- Япония;
- Германия;
- Индия.
Страны — лидеры по производству легковых автомобилей:
- 1) Китай;
- 2) Япония;
- 3) Германия;
- 4) США;
- 5) Республика Корея.
Страны — лидеры по производству легкогрузных автомобилей:
- 1) США;
- 2) Китай;
- 3) Канада;
- 4) Мексика;
- 5) Таиланд.
Страны — лидеры по производству большегрузных автомобилей:
- 1) Китай;
- 2) Япония;
- 3) Индия;
- 4) США;
- 5) Мексика.
Страны — лидеры по производству автобусов:
- 1) Китай;
- 2) США;
- 3) Япония.
Автомобилестроение — отрасль, которая отличается чрезвычайно высокой степенью концентрации производства: 90 % автомобилей выпускают около 20 автомобильных компаний. Крупнейшими (в порядке увеличения количества выпущенных авто) являются:
- «Тойота» (Япония);
- «Фольксваген» (Германия);
- «Хёндай — Киа» (Республика Корея);
- «Дженерал Моторе» (США);
- «Форд» (США);
- «Ниссан — Рено» (Япония — Франция);
- «Хонда» (Япония);
- «Фиат — Крайслер» (Италия — США);
- PSA-групп (слияние «Пежо» и «Ситроен», Франция).
Основные центры мирового автомобилестроения: Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штутгарт, Мюнхен, Кёльн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Республика Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия),
Судостроение
Судостроение — старейшая подотрасль транспортного машиностроения. Производит пассажирские и грузовые суда (танкеры — для перевозки наливных грузов, балкеры — для перевозки сухогрузов), атомные ледоколы, научно-исследовательские плавучие лаборатории и др. В производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального.
Ведущие производители морских судов:
- Республика Корея (41 %);
- Япония (29 %);
- Китай (24 %).
Также судостроение развито в России, Бразилии, Польше, Германии, Дании, США и др.
Основные центры мирового судостроения: Токио, Иокогама, Нагасаки (Япония), Пусан (Республика Корея), Гамбург (Германия), Гданьск (Польша), Марсель, Тулон (Франция), Балтимор, Сан-Франциско (США), Санкт-Петербург (Россия).
Авиаракетостроение
Авиаракетостроение — вторая по значимости отрасль транспортного машиностроения. Занимается производством самолётов, вертолётов, авиационных двигателей, авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов), ракет, космических аппаратов.
Относится к числу наиболее наукоёмких отраслей, требует наличия хорошо развитой научной базы и высококвалифицированных работников.
Страны с развитой авиационной промышленностью: США, Франция, Россия, Великобритания, Германия, Нидерланды и др.
Крупнейшие авиастроительные компании: «Боинг» (США), «Эйрбас» (Франция), «Эмбраер» (Бразилия), «Бомбардье» (Канада), «Фоккер» (Нидерланды), «Роллс-Ройс» (Великобритания, одна из крупнейших компаний, производящих авиадвигатели).Основные центры мирового авиастроения: Тулуза (Франция), Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Сан-Хосе, Чикаго (США), Монреаль (Канада), Гамбург (Германия).
Электротехника и электроника
Самая наукоёмкая и быстро прогрессирующая отрасль машиностроения. Концентрируется в районах с наличием высококвалифицированных кадров.
Мировые лидеры в области электротехники и электроники:
- Китай;
- США;
- Германия;
- Нидерланды;
- Республика Корея;
- Япония;
- Мексика;
- Сингапур;
- Великобритания;
- Малайзия.
Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, преимущественно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Страны — лидеры в производстве компьютеров и мобильных телефонов:
- Китай;
- Япония;
- США;
- Республика Корея.
Крупнейшие мировые производители электроники: HP, Dell, Apple (США), Lenovo, Asus (Китай), Acer (Китай, Тайвань).
В смотрели конспект урока по географии «Машиностроение». Выберите дальнейшее действие:
Продукция машиностроения и ее применение
Определение 1
Машиностроение – это одна из отраслей тяжелой промышленности, которая производит машины разного назначения, начиная от техники общего назначения и заканчивая оборонной продукцией.
Применение выпускаемой продукции повсеместно.
Цель производства продукции машиностроения заключается в повышении производительности труда и его облегчения, по средствам производимой продукции.
Продукция машиностроения:
- Гражданские самолеты и вертолеты
- Авиационные двигатели
- Радиолокация и радионавигация, средства радиосвязи
- Электродвигатели
- Деревообрабатывающее оборудование
- Буровое, горношахтное и нефтедобывающее оборудование
- Котлы и турбины
- Подъемно-транспортное оборудование
- Подвижной состав железных дорог
- Морские и речные суда
- Двигатели внутреннего сгорания, дизельные, тепловые, энергетические установки.
- Автомобили, троллейбусы, автобусы, прицепы
- Сельскохозяйственная техника, тракторы
- Холодильное и компрессорное оборудование
- Производственное оборудование (для переработки зерна, производства хлеба, переработки молока и др.)
- Технологическое оборудование (ткацкое, прядильное и т. п.)
- Микросхемы
- Батареи аккумуляторные
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Применение продукции общего машиностроения
Продукция транспортного машиностроения имеет две зоны применения – гражданская и военная. Выпуск и применение продукции часто зависит от исторического периода, например, в эпоху транспортной революции массовой потребностью пользовались грузовой водный и наземный транспорт. Это повлияло на быстрое и интенсивное развитие судостроения.
Отрасль транспортного машиностроения выпускает продукцию, широко используемую население (пассажирские суда, вагоны, лайнеры и т. п.).
Сельскохозяйственная техника применяется в сборе урожая, обработке земли, и т. п., так же зачастую данную технику применяют в качестве тягачей.
Продукция авиастроения служит как для гражданского, так и военного применения. Каждый год выпускается немало пассажирских самолетов, конечно при этом велик процент импорта бортового транспорта. Так же немало предприятий занимается оснащением военной обороны вертолетами и Боингами, а также комплектующими к ним.
Замечание 1
Наиболее сильной стороной России является производство железнодорожной продукции, такой как вагоны, составы (как пассажирские, так и грузовые), двигатели и другие комплектующие. Так же мы являемся наиболее крупным экспортером.
Применение продукции тяжелого машиностроения
Тяжелое машиностроение производит продукцию намного массивнее и тяжелее других. Все машины, предназначенные для транспортировки грузов, производятся данной отраслью.
Вся продукция, производимая отраслью тяжелого машиностроения, применяется в лесопромышленной, сельскохозяйственной, строительной сферах.
Тяжелое машиностроение производит оборудование и комплектующие для него, применяемые для добычи природных материалов (металлы, нефть), в горнодобывающем деле, в нефтеперерабатывающей промышленности.
Подъемно-транспортное оборудование (краны, экскаваторы, подъемники, лифты) широко применяются в строительстве.Кузнечнопрессовое оборудование применяется при первичной обработке металла на заводах, производимых детали на другие отрасли машиностроения.
Применение продукции среднего машиностроения
Большим спросом пользуются легковые автомобили. Автомобили применяются для частного пользования, в настоящее время авто является неотъемлемой частью повседневной жизни. К тому же в России неплохо развит экспорт автомобильной продукцией, несмотря на то что, импорт развит гораздо лучше.
Тракторы по своему назначению используются населением в сельском хозяйстве (возделывание земли, в качестве тягача).
Станко-инструментальная продукция применяется для всех отраслей народного хозяйства. Производимая продукция (лесоперерабатывающие и металлообрабатывающие станки, оборудование и детали из металла, литейное и кузнечнопрессовое оборудование и тп) широко применяется на производстве.
Так же к среднему машиностроению относится отрасль танкостроения, продукция которой оснащает оборону страны.
Продукция робототехники применяется в области образования, как высокотехнологичный исследовательский инструмент.
На протяжении уже долго времени роботы применяются на производстве. Роботы заменяют людей в опасных и энергоемких операций. Особенно хорошо роботы используются в производстве автомобилей.
В сельском хозяйстве применение роботов началось сравнительно недавно, для ухода за культурами.Так же свое место роботы нашли и в медицине, в качестве экзоскелетов, кардиостимуляторы и др.
Применение продукции точного машиностроения
В состав точного машиностроения входит такая отрасль как приборостроение, которая в свою очередь выпускает средства измерения (вольтметры, осциллографы, термометры, измерители звука и др), обработки информации и тп, которые применяются во многих отраслях и спектрах жизни.
Продукция радиотехнической и электронной промышленности широко применяется в отраслях народного хозяйства, в машиностроении, в связи, в транспорте, в повседневной жизни (телевизоры, магнитофоны, транзисторные радиоприемники, магнитолы и тп.
Продукция, выпускаемая радиотехнической промышленностью служат для удовлетворения потребностей населения бытовыми электроприборами.
Электротехническая отрасль выпускает оборудование для производства электроэнергии и передачи ее потребителям и преобразование ее в другие виды электроэнергии (механическую, тепловую и тп.).
Электротехническое оборудование применяется в строительстве, общественной инфраструктуре, в энергетике, здравоохранении, промышленности и др. производит такую продукцию как:
- Аккумуляторы
- Электротермическое оборудование
- Силовые трансформаторы
- Электродвигатели
Производство какого вида продукции транспортного машиностроения — Справочник металлиста
Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем отрасли машиностроения распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.
В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.
В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.
Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.
Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.
В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты.
Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции.Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.
Отрасли машиностроения
Отрасли машиностроительного производства разделяют на три группы:
- общее машиностроение;
- транспортное машиностроение;
- электротехническое машиностроение.
К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.
Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.
Машиностроение мира
Автомобилестроение
Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.
К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто.
В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась.
Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.
В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах.
Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США.
Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.
Отрасль в настоящее время
Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы.
В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн.
Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.
Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:
- автобусы;
- спец. транспорт;
- малолитражные грузовики.
90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.
Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы.
Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG.
На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.
Авиаракетно-космическая отрасль
В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.
Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.
Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов.
Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации.
Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.
Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:
- самолеты;
- авиадвигатели;
- авионика;
- вертолеты;
- ракетоносители;
- космические аппараты.
Строение космического аппарата
Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.
Судостроение
В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.
Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития
Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы.
Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли.
В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.
Старые отрасли
К ним относят:
судостроение;
тракторостроение;
железнодорожное;
станкостроение.
Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.
Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.
Новые отрасли
Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:
автомобильное;
авиастроение;
·энергетическое;
оборонная деятельность.
К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.
Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное.
Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда.Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.
Новейшие отрасли
Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:
ракетостроение;
электроника и электротехника;
роботостроение.
Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.
Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.
Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.
Центры машиностроения в России
На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.
Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.
Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения
Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.
Машиностроение мира — страны лидеры
Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.
Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.