Производство какого вида продукции транспортного машиностроения

Машиностроение. Конспект по географии. Кратко — УчительPRO

Производство какого вида продукции транспортного машиностроения

Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, занимающаяся производством машин, станков, оборудования и приборов. В настоящее время включает более 70 подотраслей. Занимает первое место по объёмам производимой продукции и её стоимости среди всех отраслей промышленности.

В структуре машиностроения выделяются три крупные подотрасли:

  • общее машиностроение (включает станкостроение, тяжёлое, сельскохозяйственное и атомное машиностроение),
  • транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение, производство ж/д техники),
  • электроника и электротехника (производство ЭВМ, программного обеспечения, средств связи, часов, оргтехники и др.).

Факторы размещения машиностроения:

  • сырьевой (актуален для металлоёмких производств);
  • обеспеченность трудовыми ресурсами (отрасль занимает первое место по числу занятых);
  • транспортный (в машиностроении развито кооперирование, когда в производстве одного вида продукции участвует несколько предприятий; продукцию, которую они делают, нужно дёшево и быстро транспортировать. Например, сборка автомобиля происходит на одном заводе, а шины производит другой);
  • потребительский;
  • наукоёмкости (наличие научно-технической базы, являющейся основой для разработок).

В территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (Канада, США, Мексика);
  • Зарубежная Европа (Германия, Франция, Великобритания, Италия);
  • Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Таиланд);
  • СНГ.

Значение машиностроения:

  • занимает первое место по стоимости выпускаемой продукции среди всех отраслей промышленности
  • определяет отраслевую и территориальную структуру мировой промышленности;
  • снабжает машинами и необходимым оборудованием другие отрасли экономики, а население — предметами потребления;
  • обеспечивает обороноспособность стран;
  • служит сферой внедрения научно-технических разработок.

Станкостроение

Станкостроение — ведущая подотрасль общего машиностроения. Включает производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового и литейного оборудования, промышленных роботов.

Ведущие позиции в станкостроении занимают развитые страны. Специфика географии отрасли — высокая концентрация сложных производств в развитых странах и менее сложных — в развивающихся.

Страны — лидеры в мировом станкостроении:

  • 1) Япония;
  • 2) Германия;
  • 3) Китай.

Страны — лидеры по производству промышленных роботов:

  • 1) Япония;
  • 2) Китай;
  • 3) США;
  • 4) Республика Корея;
  • 5) Германия.

Автомобилестроение

Автомобилестроение — ведущая подотрасль транспортного машиностроения и одна из важнейших в структуре машиностроения в целом. Занимается производством легковых, легкогрузных, большегрузных автомобилей и автобусов. На производство легковых автомобилей приходится 75 %.

За 2016 г. в мире было произведено 94 млн автомобилей, из них 72 млн — легковые. Страны — лидеры в общем производстве автомобилей (всех видов):

  1. Китай;
  2. США;
  3. Япония;
  4. Германия;
  5. Индия.

Страны — лидеры по производству легковых автомобилей:

  • 1) Китай;
  • 2) Япония;
  • 3) Германия;
  • 4) США;
  • 5) Республика Корея.

Страны — лидеры по производству легкогрузных автомобилей:

  • 1) США;
  • 2) Китай;
  • 3) Канада;
  • 4) Мексика;
  • 5) Таиланд.

Страны — лидеры по производству большегрузных автомобилей:

  • 1) Китай;
  • 2) Япония;
  • 3) Индия;
  • 4) США;
  • 5) Мексика.

Страны — лидеры по производству автобусов:

  • 1) Китай;
  • 2) США;
  • 3) Япония.

Автомобилестроение — отрасль, которая отличается чрезвычайно высокой степенью концентрации производства: 90 % автомобилей выпускают около 20 автомобильных компаний. Крупнейшими (в порядке увеличения количества выпущенных авто) являются:

  1. «Тойота» (Япония);
  2. «Фольксваген» (Германия);
  3. «Хёндай — Киа» (Республика Корея);
  4. «Дженерал Моторе» (США);
  5. «Форд» (США);
  6. «Ниссан — Рено» (Япония — Франция);
  7. «Хонда» (Япония);
  8. «Фиат — Крайслер» (Италия — США);
  9. PSA-групп (слияние «Пежо» и «Ситроен», Франция).

Основные центры мирового автомобилестроения: Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штутгарт, Мюнхен, Кёльн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Республика Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия),

Судостроение

Судостроение — старейшая подотрасль транспортного машиностроения. Производит пассажирские и грузовые суда (танкеры — для перевозки наливных грузов, балкеры — для перевозки сухогрузов), атомные ледоколы, научно-исследовательские плавучие лаборатории и др. В производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального.

Ведущие производители морских судов:

  1. Республика Корея (41 %);
  2. Япония (29 %);
  3. Китай (24 %).

Также судостроение развито в России, Бразилии, Польше, Германии, Дании, США и др.

Основные центры мирового судостроения: Токио, Иокогама, Нагасаки (Япония), Пусан (Республика Корея), Гамбург (Германия), Гданьск (Польша), Марсель, Тулон (Франция), Балтимор, Сан-Франциско (США), Санкт-Петербург (Россия).

Авиаракетостроение

Авиаракетостроение — вторая по значимости отрасль транспортного машиностроения. Занимается производством самолётов, вертолётов, авиационных двигателей, авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов), ракет, космических аппаратов.

Относится к числу наиболее наукоёмких отраслей, требует наличия хорошо развитой научной базы и высококвалифицированных работников.

Страны с развитой авиационной промышленностью: США, Франция, Россия, Великобритания, Германия, Нидерланды и др.

Крупнейшие авиастроительные компании: «Боинг» (США), «Эйрбас» (Франция), «Эмбраер» (Бразилия), «Бомбардье» (Канада), «Фоккер» (Нидерланды), «Роллс-Ройс» (Великобритания, одна из крупнейших компаний, производящих авиадвигатели).

Основные центры мирового авиастроения: Тулуза (Франция), Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Сан-Хосе, Чикаго (США), Монреаль (Канада), Гамбург (Германия).

Электротехника и электроника

Самая наукоёмкая и быстро прогрессирующая отрасль машиностроения. Концентрируется в районах с наличием высококвалифицированных кадров.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники:

  • Китай;
  • США;
  • Германия;
  • Нидерланды;
  • Республика Корея;
  • Япония;
  • Мексика;
  • Сингапур;
  • Великобритания;
  • Малайзия.

Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, преимущественно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Страны — лидеры в производстве компьютеров и мобильных телефонов:

  • Китай;
  • Япония;
  • США;
  • Республика Корея.

Крупнейшие мировые производители электроники: HP, Dell, Apple (США), Lenovo, Asus (Китай), Acer (Китай, Тайвань).

В смотрели конспект урока по географии «Машиностроение». Выберите дальнейшее действие:

Продукция машиностроения и ее применение

Производство какого вида продукции транспортного машиностроения

Определение 1

Машиностроение – это одна из отраслей тяжелой промышленности, которая производит машины разного назначения, начиная от техники общего назначения и заканчивая оборонной продукцией.

Применение выпускаемой продукции повсеместно.

Цель производства продукции машиностроения заключается в повышении производительности труда и его облегчения, по средствам производимой продукции.

Продукция машиностроения:

  1. Гражданские самолеты и вертолеты
  2. Авиационные двигатели
  3. Радиолокация и радионавигация, средства радиосвязи
  4. Электродвигатели
  5. Деревообрабатывающее оборудование
  6. Буровое, горношахтное и нефтедобывающее оборудование
  7. Котлы и турбины
  8. Подъемно-транспортное оборудование
  9. Подвижной состав железных дорог
  10. Морские и речные суда
  11. Двигатели внутреннего сгорания, дизельные, тепловые, энергетические установки.
  12. Автомобили, троллейбусы, автобусы, прицепы
  13. Сельскохозяйственная техника, тракторы
  14. Холодильное и компрессорное оборудование
  15. Производственное оборудование (для переработки зерна, производства хлеба, переработки молока и др.)
  16. Технологическое оборудование (ткацкое, прядильное и т. п.)
  17. Микросхемы
  18. Батареи аккумуляторные

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Применение продукции общего машиностроения

Продукция транспортного машиностроения имеет две зоны применения – гражданская и военная. Выпуск и применение продукции часто зависит от исторического периода, например, в эпоху транспортной революции массовой потребностью пользовались грузовой водный и наземный транспорт. Это повлияло на быстрое и интенсивное развитие судостроения.

Отрасль транспортного машиностроения выпускает продукцию, широко используемую население (пассажирские суда, вагоны, лайнеры и т. п.).

Сельскохозяйственная техника применяется в сборе урожая, обработке земли, и т. п., так же зачастую данную технику применяют в качестве тягачей.

Продукция авиастроения служит как для гражданского, так и военного применения. Каждый год выпускается немало пассажирских самолетов, конечно при этом велик процент импорта бортового транспорта. Так же немало предприятий занимается оснащением военной обороны вертолетами и Боингами, а также комплектующими к ним.

Замечание 1

Наиболее сильной стороной России является производство железнодорожной продукции, такой как вагоны, составы (как пассажирские, так и грузовые), двигатели и другие комплектующие. Так же мы являемся наиболее крупным экспортером.

Применение продукции тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение производит продукцию намного массивнее и тяжелее других. Все машины, предназначенные для транспортировки грузов, производятся данной отраслью.

Вся продукция, производимая отраслью тяжелого машиностроения, применяется в лесопромышленной, сельскохозяйственной, строительной сферах.

Тяжелое машиностроение производит оборудование и комплектующие для него, применяемые для добычи природных материалов (металлы, нефть), в горнодобывающем деле, в нефтеперерабатывающей промышленности.

Подъемно-транспортное оборудование (краны, экскаваторы, подъемники, лифты) широко применяются в строительстве.

Кузнечнопрессовое оборудование применяется при первичной обработке металла на заводах, производимых детали на другие отрасли машиностроения.

Применение продукции среднего машиностроения

Большим спросом пользуются легковые автомобили. Автомобили применяются для частного пользования, в настоящее время авто является неотъемлемой частью повседневной жизни. К тому же в России неплохо развит экспорт автомобильной продукцией, несмотря на то что, импорт развит гораздо лучше.

Тракторы по своему назначению используются населением в сельском хозяйстве (возделывание земли, в качестве тягача).

Станко-инструментальная продукция применяется для всех отраслей народного хозяйства. Производимая продукция (лесоперерабатывающие и металлообрабатывающие станки, оборудование и детали из металла, литейное и кузнечнопрессовое оборудование и тп) широко применяется на производстве.

Так же к среднему машиностроению относится отрасль танкостроения, продукция которой оснащает оборону страны.

Продукция робототехники применяется в области образования, как высокотехнологичный исследовательский инструмент.

На протяжении уже долго времени роботы применяются на производстве. Роботы заменяют людей в опасных и энергоемких операций. Особенно хорошо роботы используются в производстве автомобилей.

В сельском хозяйстве применение роботов началось сравнительно недавно, для ухода за культурами.

Так же свое место роботы нашли и в медицине, в качестве экзоскелетов, кардиостимуляторы и др.

Применение продукции точного машиностроения

В состав точного машиностроения входит такая отрасль как приборостроение, которая в свою очередь выпускает средства измерения (вольтметры, осциллографы, термометры, измерители звука и др), обработки информации и тп, которые применяются во многих отраслях и спектрах жизни.

Продукция радиотехнической и электронной промышленности широко применяется в отраслях народного хозяйства, в машиностроении, в связи, в транспорте, в повседневной жизни (телевизоры, магнитофоны, транзисторные радиоприемники, магнитолы и тп.

Продукция, выпускаемая радиотехнической промышленностью служат для удовлетворения потребностей населения бытовыми электроприборами.

Электротехническая отрасль выпускает оборудование для производства электроэнергии и передачи ее потребителям и преобразование ее в другие виды электроэнергии (механическую, тепловую и тп.).

Электротехническое оборудование применяется в строительстве, общественной инфраструктуре, в энергетике, здравоохранении, промышленности и др. производит такую продукцию как:

  • Аккумуляторы
  • Электротермическое оборудование
  • Силовые трансформаторы
  • Электродвигатели

Производство какого вида продукции транспортного машиностроения — Справочник металлиста

Производство какого вида продукции транспортного машиностроения

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем отрасли машиностроения распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты.

Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции.

Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроительного производства разделяют на три группы:

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто.

В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась.

Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах.

Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США.

Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы.

В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн.

Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы.

Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG.

На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов.

Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации.

Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Строение космического аппарата

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития

Производство какого вида продукции транспортного машиностроения

Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы.

Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли.

В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.

Старые отрасли

К ним относят:

  • судостроение;

  • тракторостроение;

  • железнодорожное;

  • станкостроение.

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств. 

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

  • автомобильное;

  • авиастроение;

  • ·энергетическое;

  • оборонная деятельность.

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное.

Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда.

Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

  • ракетостроение;

  • электроника и электротехника;

  • роботостроение.

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие. 

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре. 

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения

Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.

Машиностроение мира — страны лидеры

Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа. 

Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.