Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Расходомеры топлива для автомобиля: описание, виды, характеристики и отзывы

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Конструкции мониторинга рабочих параметров автомобиля заметно продвинулись за последние годы. Они стали функциональнее, технологичнее и просто ближе к массовому потребителю.

Системы учета топливного расхода пока занимают периферийное место в общей нише транспортной электротехники, но и это направление интересует все большее количество автолюбителей. На таком фоне вполне логично появляются расходомеры топлива, действующие по разным принципам.

Также практикуется и самостоятельное изготовление аналогичных приборов учета, которые, разумеется, имеют свою специфику.

Общие сведения и характеристики расходомеров

Большинство таких приборов представляет собой традиционные счетчики небольших размеров, конструкция которых рассчитывается на установку в топливной системе. Характеристики по габаритам типового устройства можно представить так: 50 х 50 х 100 мм.

Это небольшой блок с пропускной способностью 100-500 л/ч. Погрешность в среднем составляет 5-10%. В процессе расхода жидкости прибор фиксирует тем или иным способом показатели чувствительного элемента и сохраняет полученные данные.

Реализация системы учета, контроля и представления информации может быть разной. Например, проточный расходомер топлива для автомобиля выполняется с расчетом на ручное снятие показаний.

У него может быть механическая панель с отображением данных или привязка к жидкокристаллическому цифровому дисплею в салоне, но информация не обрабатывается бортовым компьютером. Более технологичные устройства допускают и возможность электронного учета в автоматическом режиме.

В зависимости от динамики расхода, например, бортовое оборудование может корректировать определенные параметры узлов и агрегатов машины.

Разновидности устройств

Классификация основывается как раз на принципе учета показаний, который определяется чувствительным элементом. На сегодняшний день выделяют следующие расходомеры для автомобилей:

  • Кориолисовые. Принцип работы основан на эффекте Кориолиса, при котором происходит измерение динамики фаз механических колебаний в трубках, по которым циркулирует топливо.
  • Турбинные. В систему интегрируется лопаточное устройство, вращение лопастей которого преобразуется в скоростные показатели. Таким образом, с учетом параметров обслуживаемых каналов определяется и объем потребления.
  • Шестеренчатые. Еще одна разновидность механического расходомера топлива, который фиксирует данные посредством вращающихся элементов. В данном случае используется компактное зубчатое колесо, движение которого позволяет регистрировать данные по расходу.
  • Ультразвуковые. Это счетчики нового типа, которые вовсе не контактируют с целевой средой, а фиксируют параметры изменения характеристик топливной системы на основе акустических волн.

На тяжелом топливе обычно работают грузовики и спецтехника, предъявляющие более высокие требования к приборам учета топлива. Принцип действия, как правило, механический. Причем конструкция датчиков имеет более высокую степень изоляции – например, с классом защиты IP66. Таким образом устройство защищается от воздействий агрессивной среды.

Корпус может формироваться алюминиевым твердотельным сплавом, измерительные камеры которого также обеспечиваются антифрикционными покрытиями. Размещается расходомер дизельного топлива и в магистрали подачи топливной смеси, и в возвратном канале, по которому жидкость возвращается в бак.

Только при условии охвата обоих контуров можно получить точные данные по объему потребления.

Дополнительный функционал

Наличие системы GPS-мониторинга, пожалуй, является наиболее современным дополнением датчиков топливного расхода. Такие устройства позволяют передавать информацию бортовому компьютеру по беспроводному каналу. Многофункциональные устройства могут комплексно фиксировать данные по расходу в нескольких системах одновременно.

Учитываться может основная топливная смесь и технические жидкости с присадками и модификаторами. Преимущество комплексного мониторинга заключается в возможности точного контроля добавок для топливной, трансмиссионной и других систем. Кроме того, могут предусматриваться разные режимы работы приборов.

Существуют расходомеры топлива, которые помимо функции счетчиков выполняют задачи контроля холостого хода, фиксируют возможные температурные перегрузки и на основе полученной информации регулируют климатическое оборудование.

При вводе устройства в сигнализационную инфраструктуру датчик расхода вполне может программироваться на выполнение задач контроля обогревателя и системы автозапуска двигателя.

Установка расходомеров

Приборы устанавливаются в целевом контуре учета посредством физической врезки в канал.

И здесь важно подчеркнуть, что топливные каналы в зависимости от модели автомобиля изначально могут иметь выносные патрубки с пробками, которые можно использовать как раз в качестве точек интеграции приборов учета.

Также следует учитывать, что монтаж производится за системой фильтрации. Это решение предотвратит возможные загрязнения расходомера топлива и его преждевременный выход из строя.

Механическая фиксация массивных устройств обычно производится на комплектной раме, которая крепится к поверхности кузова.

По отзывам автолюбителей, важно рассчитать точку крепления так, чтобы чувствительный канал достаточно сопрягался с целевой средой, а основа корпуса могла быть надежно зафиксирована на монтажной платформе метизами.

Желательно, чтобы место установки не предполагало сильных вибрационных нагрузок и тепловых воздействий.

Самостоятельное изготовление расходомеров

Полностью с нуля, по отзывам водителей, собрать полноценный счетчик достаточно сложно, и для этого необходимо обладать определенными знаниями в радиотехнике.

Однако на базе готового блока управления типа контроллера и датчика с электрическим клапаном задача упрощается. Сам датчик интегрируется в топливную магистраль. Размещать его следует между бензонасосом и карбюратором.

Что касается блока управления, то он соединяется с детектором и выводится в салон. Применяя CAN-интерфейс, расходомер топлива своими руками можно подключить и к бортовой электронике.

В качестве дополнительных элементов крепления и управления датчиком может потребоваться использование штуцеров, шайб, поддонов и втулок. Техническая инфраструктура должна рассчитываться на автономное срабатывание, когда бензонасос открывается.

Как обмануть расходомер топлива?

Штатные счетчики контроля потребления бензина или дизеля вполне можно скорректировать в ту или иную сторону. Простейший способ предполагает выполнение слива через обратную магистраль. В этот канал достаточно вставить штуцер и слить жидкость по скрытому контуру.

В некоторых конфигурациях встроенную линию можно использовать для непосредственной функции снабжения, и в этом случае счетчики расходомера топлива просто не будут давать актуальную информацию. Еще один вариант предусматривает тепловое воздействие на датчик.

Это касается именно детекторов уровня жидкости, которые после термического ожога перестают корректно работать, хотя внешне выглядят целыми. Можно полить прибор кипятком или поднести к нему обогреватель на 5-10 мин.

Но прежде чем делать это, стоит подумать о целесообразности таких экспериментов.

Отзывы о расходомерах

Устройства для учета топлива в любом исполнении будут предусматривать необходимость встройки в топливный канал. Именно это вторжение вызывает наиболее критические отзывы, поскольку оно чувствительно для двигателя и контуров подачи жидкости. Специалисты по этой же причине без особой нужды использовать такие средства контроля не рекомендуют.

Если же решение принято окончательно, то лучше всего выбирать специализированные расходомеры топлива, ориентированные на использование в конкретной модели автомобиля. К плюсам же устройств относят возможность относительно точного мониторинга потребления топлива.

И что еще важно, автовладелец может использовать получаемые данные для других систем электроники, работающих с параметрами двигателя.

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя — часть 0b10

Расходомер топлива для автомобиля своими руками
mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Итак, в первой части повествования мы с вами разобрались в базовой теории работы инжектора и определились с функционалом и принципом реализации будущего устройства для измерения потребления топлива.
Сердцем устройства станет, разумеется, микроконтроллер (далее МК).

Мой выбор пал на самый древний, что завалялся у меня на полке — Atmel AVR AT90S2313. Его скромных возможностей выше крыши хватит для реализации задуманного. В этом МК нет никакого внутреннего резонатора – к нему нужно подключить внешний источник тактовой частоты – как правило это кварцевый резонатор.

Я подчеркиваю – выбор пал на этот МК только потому что более простого у меня не оказалось.

Как было сказано, принцип работы индикатора расхода строится на измерении суммарного интервала открытия форсунки в единицу времени. Чем больше замеренный суммарный интервал, тем больше делений загорится на индикаторе.

Значит пришла пора определиться с единицей времени, и сделать это можно по следующей логике: по идее, на холостом ходу мотор моего Nissan’a (да и на самом деле на большинстве других легковых авто) работает со скоростью около 700 об/мин (это по паспорту). Допустим он работает даже 600 об/мин, т.е. 10 об/сек.

Таким образом, за 1 секунду, коленвал совершит 10 оборотов. Форсунка открывается 1 раз за 2 оборота, во время такта впуска. Таким образом, за секунду, форсунка откроется 5 раз, а значит минимальный отрезок времени, за который она откроется хотя-бы раз (что бы наш измеритель хоть чего-нибудь да измерил) равняется 1/5 секунды или 200мс.

Ну вот и возьмем эти 200мс за единицу времени, т.е. будем мерить сколько времени была открыта форсунка за 200мс. Соответственно, с тем же 200от-миллисекундным интервалом будут обновляться показания на индикаторе.

В выбранном мной микропроцессоре есть 2 системных таймера — восьми и шестнадцати-битный. Восьми-битный таймер будет нам отмерять отрезки по 200мс. Шестнадцати-битный таймер будет считать нам суммарное время открытия форсунки.

Для этого привяжем его включение и выключение к спадающему и нарастающему фронту импульсов, идущих на схему от одной из форсунок. Тут стоит покурить мануал на ваш двигатель, и выяснить, какие провода идут от бортового компьютера к форсункам.

В моем случае это выглядит следующим образом:

Как видно на части схемы электропроводки, форсунки (обозначены красным эллипсом) одним концом подключены к плюсу аккумулятора (номер 1 на схеме), а другим к бортовому компьютеру (к выходам 101, 110, 103, 112), так что  компьютер открывает форсунку, подав на нее 0. Именно по этой причине активировать счетчик в МК будет спадающий фронт на входе, а деактивировать нарастающий.

К одному из проводов, идущих от форсунки к компьютеру подключаем провод, по которому будут идти сигналы к будущему измерителю расхода.

Еще один очень важный момент: несмотря на то, что компьютер посылает на форсунки прямоугольные импульсы, тот факт, что форсунка представляет собой индуктивную нагрузку, делает сигнал приходящий по проводу от форсунки на схему нашего измерителя вот таким кривым:

Разумеется такой сигнал подавать на МК никак нельзя. Его, во первых, нужно уменьшить до ТТЛ уровня (форсунка питается от 12 вольт), а во вторых — его просто необходимо «причесать», потому как иначе ни о каком верном расчете времени открытия форсунки говорить не получится.

Поначалу я подумал «причесать» транзистором:
Но затем вспомнил про имеющийся в распоряжении инвертирующий триггер Шмитта (одно из использований триггера — восстановление искаженного цифрового сигнала) 74HC14, и решил его заюзать.Пример восстановленного сигнала:
Обратите внимание – сигнал инвертировался.

Но это не проблема, так как его можно снова инвертировать, подав его на еще один триггер Шмитта (их 6 штук в корпусе одной микросхемы 74HC14) или можно просто учесть это в программе.

В итоге я решил делителем напряжения уменьшить амплитуду импульсов, а затем подать их на два последовательно соединенных триггера Шмитта.

Кроме того, в схеме необходимо учесть, что питаться она будет электричеством от бортовой сети авто, которая страдает значительными скачками напряжения, шумами и т.п. Я писал статью на эту тему не так давно.

В итоге родилась вот такая схема измерителя:

На схеме резистор R1 и конденсатор C3 создают примерно одну секунду задержки перед включением микропроцессора, после подачи питания.

Кнопкой SW1 можно сбросить микропроцессор, а кнопкой SW2 можно будет обнулить записанное в EEPROM значение максимального времени открытия форсунки (как было упомянуто в первой части статьи, программа будет самообучающейся – обнаружив новое максимальное время открытия форсунки, она запомнит его в EEPROM и впоследствии будет индицировать расход в соответствии с “новым” максимумом). Кварц Х1 – я поставил на 8МГц и все расчеты в программе будут относительно этой тактовой частоты. Резисторы R15 и RV1 представляют собой простой делитель напряжения, так что на триггер Шмитта U3:A поступает сигнал амплитудой не более 5 вольт. На всякий случай есть стабилитрон D2 на 5.1 вольта. Светодиод D1 будет просто мигать в такт открытию форсунки, а U3:B снова инвертирует сигнал, после чего он подается на микропроцессор, на ногу внешнего прерывания INT0.

Цепочка элементов FU1, C9, L1, C4, D3, C6, U4, C5, C7 отвечают за качественное питание МК и обвязки — исчерпывающее объяснение читайте в уже упомянутой статье, про питание чувствительной электроники от сети авто.

J6 – это колодка к которой подключаются светодиоды индикатора.

Схему можно скачать здесь – в архиве 2 файла: final_design_model для отладки и final_design_pcb для будущей разводки схемы.

Продолжение следует.

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Однажды я наткнулся на вот этот ролик в тытрубе:

После просмотра ролика и непродолжительного изучения интернета, было выяснено, что эта серая мазь из ролика под названием Rothenberger ROSOL 3 является смесью мелкой оловянной пыли и флюса и изначально была разработана для лужения медных трубок перед пайкой:

По непонятным причинам, описания мази на сайте производителя я найти не смог, но увиденного в ролике на тытрубе хватило, чтобы прикупить баночку на eBay за 15 баксов.

Через недельку я смог попробовать залудить плату, точно как в ролике – при нагревании флюс активно обезжиривает и очищает медные дорожки от окислов и олово мгновенно и ровно покрывает их тонким слоем.

Но есть одна проблема, по крайней мере у меня – плата малость обгорает и выглядит неопрятно. Пробовал уменьшить температуру фена, но тогда олово в мази не плавится и процесс не идет.

Тогда я попробовал мазать плату мазью и просто водить жалом паяльника по дорожкам. Результат – идеален:

Важно мазать плату тончайшим слоем мази. Расход ее минимален – банки хватит на вечность.

Успехов.

Page 3

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Интереснейшее видео, иллюстрирующее установку обновлений на самую первую версию Windows 1.0, до 2.0, 3.1, 95, 98, 2000, XP, Vista  и, наконец, 7. Важно подчернуть, что новые версии устанавливаются не с «нуля», а как обновление установленной ОСи. Забавно то, что древние текстовые редакторы, игры (Реверси, например) выживают и доходят в рабочем состоянии до Win 7!!!

Браво, Microsoft!

Page 4

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Вдогонку еще ролик – на этот раз сравниваются все версии браузера Internet Explorer.

Тут браво мелкомяхким сказать не получится… Но это уже тема для отдельного поста.

Датчик расхода топлива своими руками

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Конструкции мониторинга рабочих параметров автомобиля заметно продвинулись за последние годы. Они стали функциональнее, технологичнее и просто ближе к массовому потребителю.

Системы учета топливного расхода пока занимают периферийное место в общей нише транспортной электротехники, но и это направление интересует все большее количество автолюбителей. На таком фоне вполне логично появляются расходомеры топлива, действующие по разным принципам.

Также практикуется и самостоятельное изготовление аналогичных приборов учета, которые, разумеется, имеют свою специфику.

Особенности приборов учета дизеля

На тяжелом топливе обычно работают грузовики и спецтехника, предъявляющие более высокие требования к приборам учета топлива. Принцип действия, как правило, механический. Причем конструкция датчиков имеет более высокую степень изоляции – например, с классом защиты IP66. Таким образом устройство защищается от воздействий агрессивной среды.

Корпус может формироваться алюминиевым твердотельным сплавом, измерительные камеры которого также обеспечиваются антифрикционными покрытиями. Размещается расходомер дизельного топлива и в магистрали подачи топливной смеси, и в возвратном канале, по которому жидкость возвращается в бак.

Только при условии охвата обоих контуров можно получить точные данные по объему потребления.

Расходомеры топлива в системах контроля транспорта: хлопоты или прибыль?

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Контроль расхода топлива машиной является следующей, после мониторинга маршрута, важной задачей систем контроля транспорта.

На сегодняшний день большинство компаний, работающих на рынке телематических транспортных систем, предлагают решать поставленную задачу путем установки в бак машины датчика уровня топлива.

Монтаж датчика относительно прост, и стоимость датчиков невелика (около 8 тыс. руб. РФ). Сразу после установки владелец техники получает контроль над заправками и сливами топлива из бака.

Если говорить о контроле расхода топлива при помощи датчиков уровня, то стоит отметить некоторые недостатки данных датчиков.

Датчик уровня топлива не поможет в решении следующих задач:

  • дать информацию о расходе топлива за короткий, менее 1 часа, период времени работы машины, когда уровень в баке меняется в пределах 1-2% от его глубины;
  • обеспечить требуемую точность измерения расхода топлива, если уровень в баке уменьшился менее чем на ¼ от полного объема;
  • дать информацию о мгновенном расходе топлива;
  • выявить слив топлива из «обратки» (такой метод хищения топлива часто применяется недобросовестными водителями).

При работе техники на пересеченной местности колебания топлива в баке вызывают «плавающие» показания датчика, которые невозможно «выровнять» даже с помощью сложных алгоритмов программного обеспечения телематической системы.

Многие пользователи датчиков уровня топлива неоднократно сталкивались с проблемой ложных «ночных сливов» топлива, что объясняется большим коэффициентом температурного расширения дизтоплива (около 1% на 10°С).

При длительной стоянке транспортного средства в ночное время возможно уменьшение объема топлива из-за температурного сжатия, что регистрируется системой учета как слив топлива, и впоследствии может привести к необоснованному конфликту с работником.

Так же зафиксированы и другие проблемы датчиков уровня: нечувствительность датчиков в «мертвых» зонах, простота вмешательства в показания и слабая защита от вандализма.

Рассматривая вопрос контроля расхода топлива, можно обратить внимание на тот факт, что во всех отраслях промышленности, где требуется учет расхода жидкости, будь то колонка АЗС или водопроводная труба, используются проточные расходомеры. Таким образом, наилучшим решением для контроля расхода топлива является использование именно расходомера.

По показаниям расходомера пользователь может получить реальный и точный расход топлива машиной, что дает серьезное преимущество для системы контроля транспорта в целом.

Выводы:
Датчик уровня топлива– универсальное средство контроля уровня топлива, имеющее свои достоинства и недостатки, но его применение в качестве прибора контроля расхода топлива становится нецелесообразным из-за некоторых конструкционных и эксплуатационных ограничений. При необходимости контроля расхода топлива следует использовать расходомер.

Лучшим решением на сегодняшний день является совместное использование датчика уровня и расходомера, как дополняющих друг друга устройств.

Цена вопроса

В основе работы расходомеров лежат другие (нежели в датчиках уровня топлива) конструктивные и технологические особенности, что приводит к их удорожанию. Розничные цены расходомеров топлива на постсоветском пространстве отличаются от датчиков уровня в несколько раз: от 11.5  тыс. российских рублей за однокамерный и 24 тыс. за дифференциальный (без учета стоимости установки).

Разумеется, что далеко не каждому автопарку такое решение (система контроля техники с применением расходомера топлива) придется по карману.

Однако, при постановке задачи по контролю машин, потребляющих более 1000 литров топлива в месяц, подобные траты становятся целесообразными. А если речь заходит о контроле тракторной техники, дорожно-строительных машин, технологического транспорта, т.е.

машин, расход топлива которых трудно или невозможно нормировать, то установка расходомеров топлива становится просто необходимой.

Помимо стоимости непосредственно расходомера существуют определенные затраты на его установку.

Сколько зарабатывает установщик расходомера топлива

Наценка на расходомере*Стоимость установки
Расходомер однокамерный1-2 тыс. руб.2-4 тыс. руб.
Расходомер дифференциальный2-4 тыс. руб.3-5 тыс. руб.

* Размер наценки зависит от текущей скидки, которую предоставляет поставщик расходомера и «аппетита» установщика.

Порой наценка может составлять 60-70, и даже 100% относительно оптовой цены.

Таким образом, установщик зарабатывает от 3 до 11,5 тыс. руб. на установке одного расходомера!

Трудоемкость установки

Несомненно, установка датчика уровня топлива происходит намного проще, чем установка расходомера, но требует проведения ряда дополнительных операций, которые растягивают процесс установки на целый день. Так, тарировка бака занимает около часа и требует ряда условий: наличие машины с пустым баком, наличие терпеливой и точной АЗС или собственной мини-АЗС.

Что же касается установки расходомеров, то на весь процесс требуется не более одного часа, и при этом нет необходимости в тарировке топливных баков. Установка расходомеров проводится обученными специалистами и визуально выглядит простой. Но при установке тнеобходимо соблюдать ряд требований, которые могут выполнить только специалисты, прошедшие подготовку.

Получить сертификат установщика можно одним из следующих способов:

пройти обучение в CП Tехнотон в Mинске. Стоимость курса — около 9 тыс.руб. Также стоит иметь ввиду, что время от времени компания Tехнотон проводит бесплатные подготовительные курсы;

обучиться самостоятельно на основе руководств по эксплуатации и установке, после чего сдать экзамен по проверке знаний. При подготовке к экзамену можно воспользоваться в том числе технической поддержкой CП Tехнотон.

Альтернативные варианты

Зачастую потенциальный заказчик отказывается от установки системы мониторинга по причине неактуальности, высокой стоимости или сложной эксплуатации, но при этом заинтересован в контроле расхода топлива.

В данном случае стоит вспомнить, что существуют расходомеры топлива с ЖК-дисплеем и импульсным интерфейсом. Цена такого устройства около 8-9 тыс. руб. На базе таких расходомеров можно построить простейшую систему учета топлива на предприятии.

Однако у такой системы есть один недостаток – для считывания информации необходимо подходить к каждой машине.

Данный факт со временем может стать серьезным стимулом для приобретения полноценной системы мониторинга с удаленным снятием показаний расхода топлива и контролированием маршрута передвижения машины. Тогда заказчику нужно будет озаботиться лишь закупкой GPS-трекеров и их подключением к расходомерам.

По жизни

За 2009-2010 годы только Tехнотон поставил на рынок около 30 тысяч расходомеров.

БОльшую часть рынка составляют Россия и СНГ, но помимо этого продукция Tехнотон поставляется в Италию, Венгрию, Нидерланды, Кению, Индию и другие страны.

Практически в каждом регионе России есть компания, которая наряду с другими элементами системы мониторинга транспорта включила в свой прайс-лист расходомеры топлива.

Уже более 200 специалистов прошли обучение и получили сертификат установщика расходомеров топлива на Tехнотоне, а крупнейшими потребители стали Сургутнефтегаз, Газпром, Татнефть и Ростсельмаш.

Заключение

Для реализации комплексного подхода к решению задачи контроля транспорта каждая серьезная компания должна иметь расходомеры топлива в спектре своих предложений.

Расходомер топлива своими руками

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Блог о электронике

Сразу же после покупки автомобиля (Mitsubishi Lancer, 2003) озадачился установкой индикатора расхода топлива. Японцы сильно сэкономили на этом авто и не установили некоторые полезные функции — пришлось исправлять ситуацию.

Первой мыслью было или покупка готового — существуют множество промышленных устройств, в том числе заточенных под Lancer 9, или самостоятельная сборка какой-нибуть любительской конструкции — и таких немало. Поизучав немного тему выяснил, что все предложенные девайсы обладают избыточностью функций — а мне-то всего навсего нужен расходомер. Поэтому и было решено делать самому.

Единственное место на панели куда-бы приборчик вписывался — на место штатных часов, поэтому хочешь-не хочешь он должен и время показывать. Ну и так как при применении 2-х строчного ЖК в этом случае остается незаполненный угол — значит и туда надо что-нибуть более-менее полезное вставить, например индикацию температуры.

Кстати говоря, поначалу задумывалась индикация и некоторых других параметров — зарядка аккумулятора, расход на 100 км, мгновенный расход в цифрах и т.д. уже и не припомню — и почти все задумки были реализованы в первой версии индикатора.

Двигатель заглушен, поэтому прогрессбар отсутствует. Плюсом первой версии считаю то, что при установке на автомобиль не пришлось абсолютно ничего сверлить, точить и т.д. Просто отщелкнуть штатные часы и на их место защелкнуть прибор. Кнопки управления (3 шт.) располагались справа от дисплея.

Но покатавшись некоторое время понял, что из всех функций мне нужны всего 3 (остальными за все это время я ни разу не воспользовался). И тут как раз попался новый дисплей, более симпатичный — решил поставить его ну и заодно переписать все заново — выкинуть ненужные функции.

Просто переставить дисплей не получилось-бы во-первых из-за разных габаритов и во-вторых — новый дисплей негативный, надо менять систему диммирования.

Из-за больших размеров дисплея кнопки сбоку не поместились, пришлось высверливать 2 отверстия в подиуме, но это никак не повлияло на внешний вид а пользоваться стало удобнее. Вот фото нового индикатора

Устройство показывает (повторюсь)

  • 1. Мгновенный расход в виде прогрессбара
  • 2. Время
  • 3. Температуру за бортом или в салоне — по выбору (переключается кнопкой)

Схема
Ничего особенного — микроконтроллер PIC16F876 считывает данные с датчиков температуры (DS18B20), с микросхемы часов (DS1307) и с ЭБУ, обрабатывает все это и выводит на дисплей (LCD 2×16). Сигнал с ЭБУ (Fuel) — один из тех, что идут на инжектор, можно использовать любой.

Для формирования (скорее даже согласования) сигнала применен узел на n-p-n транзисторе. Питание устройства — через стабилизатор на 7805. Отдельного питания для микросхемы часов при заглушенном двигателе не предусмотрено т.к. backup батарейки согласно даташиту должно хватить лет на 10.

Управляется устройство 2-мя кнопками, одна из которых — «Mode» — переключает индикацию внутренней и внешней температуры, вторая — «Set» — в зависимости от того какая из температур выбрана устанавливает или часы или минуты. Дисплей — любой подходящий по размерам двухстрочник, главное чтоб он был с расширенным температурным диапазоном.

Датчики температуры установлены — один в салоне, другой выведен под передний бампер.

Диммер — котакты реле размыкаясь просто подключают добавочный резистор в цепь питания светодиодов подсветки тем самым приглушая их. Реле включается от габаритов.

Диммер, как уже указывалось, для негативного дисплея, разница между негативным и позитивным в том, что в первом случае днем дисплей должен подсвечиваться ярче чем в темноте.

Второй же наоборот — днем подсветка вообще не нужна, включается только с габаритами.

МК кстати можно использовать и другой, послабее. Надо только перекомпиллировать программу под новый. Просто этот остался от предыдующего варианта…

Конструкция
Все устройство собрано на одной печатной плате, посредсtвом которой оно и крепится в защелки штатных часов. На этой же плате расположены и резервная батарейка часов и разъем для подключения LCD и разъем ICP (внутрисхемного программирования). Разводка — под SMD элементы.

Схема и разводка также выложены в архиве в форматах Splan и SprintLayout соответственно:
schem.rar

Управляющая программа Прошивка написана на одном из самых простых для изучения и понимания компиляторов — PicBasic Pro.

Состоит из главной программы — mmc.pbp и 3-х подключаемых модулей

  • LCD.inc — описание подключения ЖК дисплея к выводам МК
  • LCDchar.inc — доп. символы ЖК дисплея
  • LCDbar.inc — функция прогрессбара, в этом же модуле содержится переменная, определяющая «чувствительность» прогрессбара BAR_range VAR WORD : BAR_range = 6000
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.