Шайбы для споттера своими руками

Споттер – помощник кузовщика

Шайбы для споттера своими руками

Если вы ремонтируете кузова авто, и вам нужно часто вытягивать геометрию внешних деталей авто, то споттер вам сыграет на руку большую помощь. С его помощью, легко вытянуть двери, задние крылья и пороги в тех местах, в которых трудно добраться с обратной стороны повреждения.

Споттер – это аппарат точечной сварки с обратным молотком. С помощью точечной сварки обратный молоток приваривается к металлу и с его помощью вытягивается металл.

Преимущества споттера

Процесс вытяжки металла можно делать очень быстро, не нужно засверливать технологические отверстия для правки металла,  а также не нужно наваривать полуавтоматом дополнительные элементы на металл кузова для обратного молотка.

Если у вас автомастерская и поток клиентов большой, то вам нужно, или купить его или изготовить самостоятельно из трансформатора. Но бывают случаи, когда он нужен не часто, но всё же его необходимость на лицо. В этом случае может выручить старый, мощный аккумулятор. Рассмотрим конструкцию споттера из аккумулятора.

Споттер из аккумулятора

Почему необходимо брать старый аккумулятор? Да потому что его не жалко, так как работать он будет на токах близких к току короткого замыкания. А это неминуемый выход его из строя рано или поздно.

Но в гараже такой аккумулятор не сложно найти, или же можно разориться и купить его, все равно он будет работать не один ремонт, а его цена на несколько порядков ниже готового споттера и перекроется общими затратами на ремонт автомобиля.

Что нужно для самодельного споттера из аккумулятора:

  • аккумулятор на 75 А/ч и выше;
  • втягивающее реле от стартера автомобиля;
  • зарядное устройство аккумулятора;
  • медный провод сечением не меньше 100 мм2;
  • обратный молоток или пистолет для приварки шайб.

На рисунке представлена схема подключения элементов. К аккумулятору на минусовую клейму подключается корпус втягивающего реле и кабель не более 1,5 м длинною и сечением не менее 100 мм2, который заканчивается контактом для корпуса вытягиваемой детали. Лучше использовать резьбовой контакт из медного материала (для наименьшего сопротивления в месте контакта).

  От аккумулятора плюсовую клейму подсоединяют к втягивающему реле на болт, а со второго болта втягивающего реле идет провод до обратного молотка, в большинстве случаев вместо обратного молотка лучше поставить пистолет, для приварки шайб.

Общая длина плюсового кабеля сечением 100 мм2 не должна превышать 2,5 м от аккумулятора до пистолета или обратного молотка, чем меньше, тем лучше. Чтобы уменьшить падение напряжения (потери) в силовых кабелях. Также от плюса аккумулятора идет провод к управляющему контакту втягивающего реле через кнопку. Которой управляется споттер.

Толщина проводов для кнопки может быть в пределах от 1 до 2,5 мм2, а длина должна быть такой, чтобы было удобно с ней работать. Они служат только для управления и к их длине нет жестких требований.

Шайбы для споттера

Пистолет для приварки шайб можно сделать из дерева, а держатель для шайб из меди или латуни, можно использовать медную трубку от бытового кондиционера наименьшей длинны. На конце сделать прорезь, чтобы было удобно вставлять шайбы.

Для работы с таким споттером нужно перед работами зарядить аккумулятор, а также после работ со споттером поставить аккумулятор на зарядку. Чтобы аккумулятор постоянно был в «тонусе».

Достоинтсва и недостатки споттера из аккумулятора

Недостатков у споттера из аккумулятора хоть отбавляй, это:

  • отсутствие реле времени;
  • необходимость в длительной подготовке перед работой (зарядка аккумулятора);
  • не долговечность аккумулятора;
  • коммутируемое соединение рабочего тока (подгорание контактов втягивающего);
  • нет возможности регулировать силу тока.

Но есть и достоинства такого аппарата перед заводскими аналогами работающими от сети:

  • дешевизна конструкции;
  • повторяемость, простота изготовления не имея навыков работы с трансформаторами и электроникой;
  • можно работать в гаражах где есть перебои с электричеством.

Также некоторые пытаются изготовить споттер из трансформатора от микроволновки, но мы считаем, что такой споттер не будет выдавать необходимый рабочий ток. Так как сечение железа гораздо меньше того, которое требуется для нормальной работы споттера.

Для самостоятельного изготовления споттера от сети, можно взять трасформатор от сварочного аппарата или на крайний случай трансформатор освещения на 36 вольт. И перемотать вторичную обмотку, чтобы напряжение на вторичке было порядка 3-10 Вольт, а сила тока более 500 Ампер. И изготовить схему управления.

Подробнее об этом напишем позже.

со споттером из аккумулятора

В интернете можно много найти видео по работе со споттером из автомобильного аккумулятора. Одно из них:

Шайбы для споттера своими руками — Справочник металлиста

Шайбы для споттера своими руками

Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей.

Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма.

Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.

guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

Прибор точечной сварки промышленного производства

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле.

Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки.

Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл.

Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд.

Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Рабочая схема споттера

Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.

Схема блока питания.

Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост.

Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.

Принципиальная схема работы споттера

Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

Споттер для кузовного ремонта своими руками

Наконечник споттера похож на пистолет, в ручном режиме с его помощью можно регулировать время, которое необходимо для правки детали, для этого достаточно просто выжать кнопку и не отпускать ее.

Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из отслуживших своё приборов. Рассмотрим подробно каждый вариант сборки.

Подбираем комплектующие

и самая сложная часть работы – подобрать правильный трансформатор. Для создания необходимого токового импульса нужен трансформатор на 1500 А. Если у вас такого нет под рукой, чуть позже расскажем, как сделать его самостоятельно.

Кроме этой важнейшей детали для сборки споттера потребуются: обратный молоток, блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.

Как правильно переделать трансформатор для споттера

Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод. Рассмотрим порядок работ более подробно.

ИллюстрацияОписание действия
Для работы используем 2 пустые болванки от катушек, наша задача их соединить в одну
Отрезаем выступающие боковые части с двух катушек, склеиваем секундным клеем, обматываем тканью и заливаем лаком. Углы проклеиваем картоном. Это сделано для того, чтобы при намотке не перегибало провод. У нас получилась одна большая болванка.
Начинаем намотку проводом в несколько слоев, диаметр 1,1 мм. В нашем случае получилось около 112 витков на ряд. Каждый слой прокладываем изоляционной бумагой. Это сведет к минимуму риски межвитковых замыканий.
Делаем ответвление. Их будет три штуки. Можно менять напряжение на вторичке не сматывая ее. Это слегка увеличит нагрузку на первичку, но для кратковременных работ, к примеру, переключения тока с 3 Вольт, на 5-ть вполне подойдет.
Выводим провода из катушки

Важно! Длина выходящих концов вторичной обмотки трансформатора должна предусматривать возможность её подсоединения к выходным клеммам, а первичной – для подключения к электрической цепи аппарата. Трансформатор, который вы изготовили, желательно пропитать шеллаком.

Если вы хотите получить дополнительные знания, как правильно намотать трансформатор для споттера, посмотрите это видео

Изготовление блока управления

задача при сборке блока управления – корректно соединить перемычки для разрыва контактов первичной сети. Основные схемы мы привели ранее. Кроме того, в блок управления заводятся провода, контакты для пусковой кнопки, а также других переключателей, необходимых для работы.

Выбор корпуса споттера и силового провода

Несмотря на то, что вы делаете самодельный инструмент, необходимо позаботиться об эстетике. Поэтому корпус агрегата (то, на что будут обращать свое внимание те, кто будут обращаться к вам за помощью), важно сделать функциональным и удобным. Заранее продумайте, какие управляющие элементы и где вы хотите разместить.

Пример расположения элементов управления на корпусе самодельного споттера: 1 – кнопка включения и выключения прибора, 2 – регулятор силы тока, 3 – регулятор импульса, 4 – рычаг переключения из ручного в автоматический режим, 5 и 6 – сварочные кабели.

Корпус для споттера может быть выполнен из разных материалов: металла, пластика и даже дерева. Некоторые мастера используют системный блок для ПК. Это достаточно удобно, так как в нём уже имеется возможность установить микросхемы и кулеры. Иногда в качестве защиты используется деревянный короб с откидной крышкой.

В некоторых моделях предусмотрена выдвигающаяся телескопическая ручка для переноски.

задача – обеспечить возможность вскрытия коробки и доступ ко всем элементам управления в любой момент. Габариты корпуса выбираются индивидуально, лучше обработать конструкцию диэлектрическим материалом.

На обратной стороне кабеля для массы можно установить быстрозажимной элемент (крокодил) или оснастить его клеммой для резьбового крепления.

Особое внимание следует обратить на качество сварочного кабеля.

Расчет длины производится по такому принципу. На каждые 10 А максимально допустимого тока, который выдаёт споттер, должно приходиться 1 мм² сечения кабеля.

Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м.

Изготовление рабочего сварочного пистолета – подробная фото и видеоинструкция

Сварочный пистолет – один из важнейших элементов споттера. Если вы планируете достаточно активно использовать прибор, то лучше купить готовый образец. Но для работ небольшого объёма вполне подойдёт самодельный агрегат.

Особенность пистолета в том, что он может совмещать в себя одну или несколько функций: использоваться как сварочный аппарат, как обратный молоток.

Некоторые умельцы как могут упрощают и ускоряют себе работу.

Рассмотрим,как работает одно из таких устройств, наиболее интересное на наш взгляд – пистолет для приваривания шайб с помощью споттера.

ИллюстрацияОписание действия
Конструкция предполагает использование пневмопистолета, который обеспечивает подачу крючков для эффективного крепления споттером. Цилиндр и поршень пневнопривода по сути, являются обычной металлической трубкой и металлическим круглый стержнем.
Корпус был изготовлен из нержавейки толщиной 1 мм. Центральный подвижный механизм – затвор был сделан из медной трубы миллиметровой толщины.
Труба была разрезана, расправлена и сделано 2 куска медной пластины. В одной пластине был сделан вырез под свариваемую шайбу, затем 2 пластины были соединены между собой.Таким образом,нам удалось избежать фрезерных работ.
Пистолет является пневмоприводом для затвора, он помогает передернуть его и тем самым, выдвинуть следующую шайбу для сварки.

В большинстве же случаев в качестве основы для сварочного пистолета выступает монтажный клеевой пистолет. задача, разработать такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки.

Иногда для работы используется еще одна насадка – пуллер для споттера. Он выполняет сразу две функции сварку и выравнивание поверхности.

ИллюстрацияОписание действия
Как мы видим насадка позволяет не только проводить контактную точечную сварку, но и одновременно слегка выравнивать поверхность.
В процессе работ не забывайте сверяться по уровню

Изготовление обратного молотка для споттера своими руками

Обратный молоток (на фото самый верхний) нужен для рихтовки кузовной поверхности.

Шайбы для споттера из чего сделать

Шайбы для споттера своими руками

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки.

С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке.

Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления.

При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке.

При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии.

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Эти параметры могут служить ориентиром и для аппаратов, собранных своими руками.

Методы работы со споттером

Принцип действия устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с обратной стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и узлов автомобиля невозможно, основан на вытягивании вмятой области поверхности за временно приваренный крепеж — монтажную шайбу или металлический стержень. Создаваемое обратным молотком усилие направлено изнутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.

Шайбы для споттера своими руками

Шайбы для споттера своими руками

Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей.

Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма.

Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.

guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

Прибор точечной сварки промышленного производства

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле.

Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки.

Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию.

Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд.

Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Как сделать гребенку для споттера своими руками

Шайбы для споттера своими руками

Среди многочисленных аксессуаров для споттера есть зацеп или как его чаще называют гребенка.

Если кто не в курсе, кратко расскажу о том, в каких случаях мастера кузовного ремонта используют гребенку в работе со споттером.

О том как я смонтировал споттер из сварочного аппарата, а точнее из трансформатора сварочника вы можете почитать в этой статье — «Как сделать споттер из сварочного аппарата»

Что такое гребенка и для чего она нужна

Представьте себе согнутую дверь или крыло автомобиля, обычно это глубокий залом или вмятина.
Встает вопрос — как правильно выправить такое повреждение кузовной детали максимально эффективно? Напрашивается ответ, что делать это нужно равномерно, и желательно прикладывать усилие по всей плоскости залома равномерно.

Есть варианты и в работе споттером — можно приварить проволоку «змейку», которую (у нас, во всяком случае) нигде не купишь, кроме как заказывать через интернет магазин, да и накладно это выходит.
Есть альтернативный вариант – использовать шайбы (на фото ниже).

Если кратко, то их просто приваривают споттером по всему залому одну за другой и, используя как точку для зацепа, тянут вверх поочередно пока залом не выйдет. Нужно поднимать постепенно и тут пригодится такой аксессуар для споттера как гребенка.
Вот так выглядит гребенка, продающаяся в специализированных магазинах.

Есть два варианта ее использования: с обратным молотком и «лифтером».

Расскажу, как сделать «гребенку» под обратный молоток своими руками, при минимуме затрат и времени. Главной частью этого приспособления, на мой взгляд, является зацеп – вот его нужно сделать правильно четко соблюдая размер, он должен быть одинаковым у всех зацепов гребенки, а все остальное зависит только от вашего воображения.

Изготовление гребенки для споттера

Итак, давайте все по порядку. Что нам нужно, а точнее, какие нужны материалы и инструменты.

  • болгарка с отрезным и зачистным кругом,
  • дрель,
  • сверла 13 и 8мм,
  • круглый напильник,
  • сварочный аппарат,
  • молоток,
  • керн.
  • Металлический прут 30 см длиной, диаметром 13-14 мм, лучше всего, если это будет каленое железо.
  • Полоса листового железа толщиной 3-4 мм, шириной 3 см, длина – от 40 см.
  • Болт с гайкой диаметром 8 мм.
  • Трубка Ø15мм длиной около 10 см.

У меня был вот такой кусок железа, от которого я и отрезал полосу, и вот такой металлический прут.

Берем полосу металла и керним три точки, где будут отверстия на 13мм, для этого отступаем от края 1,5 см, делаем насечку, вторую через 2,5 см от первой, третью 3,5 см от второй.
Сверлим отверстия.

Болгаркой вырезаем перемычку, которая образовалась между двумя первыми отверстиями.

С помощью круглого напильника, убираем заусенцы, чтобы наш прут передвигался в этом отверстии свободно и не цеплялся за неровности.

Дальше делаем вот такой вырез, то есть, прорезаем болгаркой до имеющегося отверстия пространство для завода шайбы или змейки.

Болгаркой отрезаем полученный зацеп. Немного окультуриваем зачистным кругом. Первый есть.

Таким же образом изготавливаем еще несколько штук. Я сделал 4 штуки, а вы делайте, сколько посчитаете нужным для себя.

Теперь самое важное, о чем я говорил в начале, расстояние которое отмечено штангенциркулем, должно быть у всех зацепов одинаковое, в противном случае, вытяжение металла будет не равномерным. Если размер не совпадает, подгоните круглым напильником.

Следующим этапом нужно сделать крепление под обратный молоток.

Для этого в трубке диаметром 15 мм делаем сбоку на удалении 2 см насечку и сверлим отверстие 8 мм, отступаем еще и отрезаем — получилась длина 4 см. На втором отрезке трубы вытачиваем круглым напильником торец, чтобы сбоку плотно состыковать с заготовкой.

Трубу привариваем с противоположной стороны от отверстия, на отверстие привариваем гайку на 8мм.

Отрезаем трубку, чтобы осталось 3см. Сверху привариваем гайку для крепления гребенки к обратному молотку или «лифтеру».

С одного конца штыря гребенки варим шайбу, второй оставляем свободным, чтобы можно было при необходимости добавить или снять крючки-зацепы. Собираем получившуюся конструкцию.
Чтобы зацепы на гребенке не спадали при переносе с места на место, на другой конец штыря я прикрутил зажим для шлангов (хомут) — просто и удобно.

А вот так эта конструкция работает:

Дальше все зависит от вашей фантазии и желания.
Гребенку для споттера можно немного модернизировать: между зацепами можно поставить мягкие пружинки, чтобы зацепы не болтались, а на край штыря нарезать резьбу и фиксировать гайкой.

Удачи вам. С уважением, Сергей. Специально для Сам Автомастер.

Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками

Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.

При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками.

В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.

Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.

Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.

) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.

Основные компоненты для сборки

Для сборки и испытаний самодельного споттера нужны следующие комплектующие и расходные элементы:

  1. Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
  2. Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
  3. Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
  4. Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
  5. Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
  6. Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.

При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.

Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками

Для того чтобы собрать обратный молоток своими руками, необходимы следующие детали:

  • стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
  • стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
  • возвратная пружина;
  • гайки и шайбы ограничителя хода;
  • адаптеры для крепления электродов.

Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину.

На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.

Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.

Изготовление рабочего пистолета

Фирменные пистолеты для споттера обычно выпускают в виде устройств с пистолетной рукояткой. Многое из того, что изготавливают народные умельцы своими руками, только условно можно назвать «пистолетом».

Нередко это просто цилиндр с кнопкой и клеммой для подключения кабеля на торце. Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни.

На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания. Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений.

При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.

Трансформатор для споттера

Для изготовления источника питания для споттера подойдет любой трансформатор. В Интернете распространены видео изготовления аппаратов точечной сварки на основе трансформаторов микроволновок и других бытовых приборов.

При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали.

Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).

Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно. Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.

Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.

Схема блока управления

В Интернете достаточно много электронных схем, которые подписаны как блоки управления споттерами.

Некоторые из них относятся к промышленным образцам установок точечной сваркой (в том числе и старым), другие изобилуют электронными компонентами и обладают избыточными параметрами, а ряд схем вообще не имеет отношения к нашей теме.

Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.

Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.

Схема споттера на базе сварочного аппарата

Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления. В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).

Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм². Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В.

S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный. В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч.

электронным) и системой регулировки величины тока.

В видеоролике (см. ниже) автор самодельного аппарата применил именно такую схему, только вместо контактора он использует низковольтное реле, запитываемое от выпрямителя. Для споттера это единственно верное решение, т. к. в этом случае на кнопку, которая расположена на рабочем пистолете, подается безопасное напряжение.

Корпус для споттера и финальная сборка

В общем случае сборка самодельного споттера завершается помещением его основных элементов в корпус и выводом на переднюю панель клемм и органов управления. Корпус можно заказать по чертежу или просто эскизу или (при наличии возможностей) изготовить по месту.

Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.

Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными.

К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

На базе аккумулятора

Споттер с аккумуляторным питанием подходит для тех мест, где сетевое электропитание не может обеспечить достаточную мощность, неустойчиво или вообще отсутствует, а объем кузовных работ незначителен.

Обычно такая ситуация возникает при кузовном ремонте личного автомобиля в гаражном кооперативе или на дачном участке. Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением.

Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.

Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса. В результате получится довольно компактный и мобильный споттер.

Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Читать еще:  Сверлильный станок для домашней мастерской своими руками

Как сделать электрод для споттера

Электроды и адаптеры для споттера — это небольшие цилиндрические насадки из латуни, каждая из которых используется для работы с определенными типами сварочного крепежа: шайб, гвоздей, шпилек, заклепок волнистой проволоки. В магазинах каждый из таких элементов может стоить от 500 до 1000 рублей и более, а для обычной кузовной работы необходимо как минимум пять-шесть разновидностей электродов:

  • для колец;
  • для точечной сварки;
  • для волнистой проволоки;
  • для сварки угольным электродом;
  • для треугольных шайб;
  • для шпилек и гвоздей.

Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.